Собор Михаила Архангела

Антиох Палестинский: О том, чтобы молиться о всех, не искать своего и прощать ближних

Слово о том, чтобы прощать ближнего


   Прощать от сердца ближнего есть Владычняя и спасительная для всякого человека заповедь. Ибо заповедь Его есть жизнь вечная (Ин.12:50). Посему если будем прощать, то и сами будем прощены (ср.Мф.6:12-15), если же нет, то запечатаем свои собственные грехи [1]. Какой же мудрый желает достичь отпущения бесчисленных своих прегрешений и не отпустит с радостью ближнему своему меньших проступков? Господь же не только заповедует нам это делать, но и делом нам показал, как должно [эту заповедь] совершать. Будучи на кресте, Он молит Отца о беззаконствовавших против Него, говоря: Отче! прости им грех сей, ибо не знают, что делают (Лк.23:34). И прежде того ученикам, негодовавшим на неких самарян за то, что те не приняли их, и просившим истребить их Божественным огнем, запретил, говоря: не знаете, какого вы духа (Лк.9:55), то есть кроткого и благого (1Кор.4:21; Пс.142:10). И тому же самому и через Пророка научает нас. Ибо говорит Захария: суд праведен судите и милость и щедроты творите кийждо ко брату своему (Зах.7:9). И Павел говорит: будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф.4:32). Пророк Авдий: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою (Авд.1:15). Посему мы должны сострадать и прощать друг другу, потому что мы есть одно Тело и сочлены друг другу (ср.Рим.12:5) и должны мудрствовать друг о друге одно и то же, и, боясь страшного ответа Самого Господа, от сердца да простим друг друга. Ибо Он сказал, что так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф.18:35), ибо говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф.18:32-34). И Петру, вопрошавшему: сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? – отвечал Господь: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф.18:22), поэтому продолжает: прощайте, и простится вам. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему (Лк.17:3-4). Ему же, милосердному и человеколюбивому Христу, слава во веки веков. Аминь.


Слово о том, чтобы молиться за других и за врагов


   Прекрасно, возлюбленные, шествовать через все заповеди Христовы, которые держатся одна за другую, словно золотая цепь. Посему тот, кто истинно желает стать учеником Христовым и сжигается огнем любви Его, должен ни в чем не преступать заповедь Его, даже если она представляется какой-то незначительной или тягостной. Ибо Он Сам сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:15). И опять: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф.5:20). Посему вчера мы, возлюбленные, рассуждали о прощении ближних, сегодня же вам напоминаем не только о прощении, но и о молитве за них, то есть призываем [к такой молитве], поскольку и то и другое нам заповедует Владыка и Спаситель. Посему пусть никто не считает тяжкими заповеди Его, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:30). И Апостол: любящим Бога все содействует ко благу (Рим.8:28). Как и в Божественном Писании мы находим, что все святые на деле исполняли такую заповедь, а скорее – и всякую. Итак, говорит пророк Самуил народу: не буди мне еже отступити от Господа Бога моего и не вопити от вас с молением (1Цар.7:8). И еще: И да никакоже ми согрешити Господу, оставити еже молитися о вас (1Цар.12:23). Но то, что они отвергли его и уничижали, попросив себе царя (1Цар.8:5), всем ясно. И Иеремия пророк, столько претерпев от них, всегда за них молился. И это видно из того, что говорил ему Бог: Ты же не молися о людех сих… не услышу бо тебя (Иер.11:14). Так же и Моисей говорил Богу: И ныне, аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея (Исх.32:32). Но не только в Ветхом Завете делали так они, но и в Новом. Так, блаженный Иаков, брат Господень, ангельской жизнью прожив на земле, слыл праведным у всех, то есть у собрания народа. Был же [иудейский] праздник Пасхи, и многие десятки тысяч собрались в храме иудейском, вознесли его на крыло храма и сказали ему: «Просим тебя, праведник, сказать народу, чтобы он не заблуждался вслед называемого Иисусом, ибо мы тебе верим». Он же, отвечая, сказал: «Что вы меня спрашиваете о Человеке Сем? Он восседает одесную Бога в вышних». Беззаконные же архиереи и фарисеи возопили: «О! О, и праведник впал в заблуждение!» и сказали друг другу: «Плохо мы сделали, что допустили против себя такое свидетельство об Иисусе». Ибо многие из народа, услышав его, уверовали [в Него]. Когда же и другие взошли [к нему на крышу храма], то сбросили его сверху вниз. Он же, упав на колени, не сразу умер, но молился за них. И приблизился к нему один из сыновей Рахави, услышал его и говорит им: «Что вы делаете? Праведник за вас молится!». Тогда подбежал один сукновал и ударил его по голове деревянной палкой, которой валяют одежду, и умертвил его [2]. Также и блаженный Стефан, стоя посреди беззаконников, возопил и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян.7:56). Они же, схвативши, выбросили вон из города и побили камнями его, говорившего: Господи! не вмени им греха сего (Деян.7:60). Итак, мы видим святых, как они даже до смерти молились за своих врагов. И молящийся за тех людей, которые делают зло, потрясает демонов, сам же становится наследником Царства Небесного. Повелевает же и Апостол молиться за всех людей. Молиться же за всех людей означает, что молиться должно не только за друзей, но и за врагов. Посему если желаем показать себя подражателями святых и искренними учениками Господа, то следует и нам не только за друзей, но и за врагов молиться, как и Сам Он нам на деле это показал на кресте, когда за распинавших Его молил Отца, а прежде креста, на Таинственной вечере, за Своих друзей и учеников: Вы друзья Мои, говорит. И: Я уже не называю вас рабами (Ин.15:14-15). Просил же, говоря: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал (Ин.17:11). И опять: Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Ин.17:15-17). Ему же слава во веки. Аминь.


Слово о том, чтобы не искать своего


   Как мы должны по заповеди Божией прощать и молиться друг за друга, так мы должны искать не своего, но [пользы] единотелесных братий [3], чтобы не давать повода ко вреду. Ибо говорит Господь Мои сею: изуй сапоги от ног твоих (то есть удали самооправдание, плотское мудрование собственной воли), место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть (Исх.3:5), то есть наследие кротких (ср.Мф.5:5). Посему и мы да отсечем наше плотское пожелание и предадимся Божией [воле], чтобы нам не быть обвиненными через Иеремию, сказавшего: Мене оставиша источника воды живы (Иер.2:13) и ходили в похотех своих злых (Иер.23:17). Посему да будем особенно внимательны, чтобы не напоить братьев наших развращением мутным (Авв.2:15) через какой-нибудь соблазн. Ибо если же за пищу, сказано, огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер (Рим.14:15). Так и согрешая против братьев и поражая их немощную совесть, мы против Христа погрешаем. И потому, если пища соблазняет брата моего, скажем и мы, благоговейные: не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1Кор.8:13). Так говорит, то есть делает, по-настоящему верный, боголюбивый, христолюбивый, богатолюбивый, блюдущий себя во всем беспреткновенным, чтобы из-за него никакой соблазненный не умер. Посему да отсечем, братия, пожелания наши ради ближнего нашего во всем, чтобы не стать причиной соблазнов и крушения для слушающих и видящих поведение наше. Блажен тот, кто всех стыдится ради благоговения. Пишет же и блаженный Павел: Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1Кор.10:24) и: Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией. Так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись (1Кор.10:32-33). И опять-таки: Любовь не ищет своего, не раздражается… всего надеется, все переносит (1Кор.13:4-5). И прибавляет: Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Ибо и Христос не Себе угождал (Рим.15:1-3). И еще: Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? (2Кор.11:29). И Господь говорит: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин.4:34). Воля же Отца – чтобы спастись всякому человеку.

   И опять-таки: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин.6:38). Ему же слава во веки. Аминь.



Примечания:

1То есть сохраним их неизглажденными до дня смерти и Суда.

2См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. II, 23.

3В древнемонашеской письменности монашеская община не раз именуется единым телом – по образу именования Телом Христовым всей Церкви у апостола Павла (см.: Рим. 12:4-5; 1 Кор. 6:15; 12:12–31; Еф. 4:15-16; 5:30; Кол. 1:18). См.: Свт. Василий Великий. Пролог. 5, 1; Подвижнические уставы. 18, 1; Правила, пространно изложенные. 7, 2; Преп. авва Дорофей Газский.Душеполезные поучения. 6, 77; Преп. Иоанн Кассиан. Установления египетских подвижников. 1, 2; 2, 5; 4, 5; 7, 13; Преп. Феодор Студит. Великое оглашение. I, 5, 12, 13, 60.

04.08.2017, 88  просмотров

.


Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Библиотека "Благовещение" Миссионерский портал диакона Андрея Кураева Отрок.ua - Православный журнал для молодёжи Библиотека святоотеческой литературы АЗБУКА ВЕРЫ Яндекс.Метрика
Система управления сайтом Host CMS
Новости Наш Собор Заказные богослужения Храмы и часовни