Собор Михаила Архангела

День памяти Петра Киевского и Космы Этолийского

Петр Киевский (Московский)


Поучение игуменам, попам и диаконам


   Знайте, дети, в какое достоинство вы призваны Богом.


   Апостол Павел пишет: «кийждо в звании, в немъже призван бысть, в том да пребывает» (1Кор.7:20). Вы, дети, называетесь стражами Церкви, пастырями словеснмх овец, за которых Христос пролил Свою спасительную кровь. 

Будьте же, дети, истинными пастырями, а не наемниками, которые «млеко ядят и во́лною одеваются», а об овцах не пекутся (Иез.34:3). И  «не входящие дверьми во двор овчий» также не суть пастыри, но  «татие» и «разбойницы» (Ин.10:1). Но вы, дети, таким не последуйте; подражайте же истинному пастырю Христу, как Сам Он сказал в Евангелии Своем: «Аз есмь пастырь добрый, и душу Мою полагаю за овцы», и прочее (Ин.10:11,15). Будьте, дети, образцем для своего стада, по слову Спасителя, как Он говорил Своим Апостолам: «вы есте свет мира, вы есте соль земли. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф.5:13-14,16). Прежде всего вам до́лжно просветиться сими добродетелями: кротостию и смирением; также блюстись от всех дел непристойных, которыми мир соблазняется: ибо  «горе человеку тому», сказал Спаситель, «имже соблазн приходит» (Мф.18:7). Оградившись страхом Божиим, отсеките, дети, от сердец ваших всякую отрасль, пагубную для души: гнев, ярость, зависть, ненависть, пиянство, которое есть корень всякому злу, и смехотворство. Ибо сказано: «всяко слово гнило да не исходит из уст ваших» (Еф.5:29). И Спаситель сказал: «от словес своих оправдишися и от словес своих осудишися» (Мф.12:37). Будьте, дети, в дому Божием, как маслина плодовитая, и приносите плоды духовные, святость. Упражняйтесь, дети, в чтении Святых книг и в учении день и ночь, по слову Пророка: «в законе» Господни «поучится день и нощь», и проч. (Пс.1:2). Вы — люди святые, «царское священие, язык свят» (1Петр.2:9). Да почивает на вас Дух Святый, как пишет Василий Великий Кесарийский в божественной Литургии: «свят бо есть Господь и во святых почиваяй». Нужно, чтобы дела ваши соответствовали имени вашего священства: «вера без дел мертва есть» (Иак.2:20). Облекитесь, дети, как избранные Божии, в оружие света, то есть в благочестие. Если таким образом сами вы, дети, будете творить добрыя дела пред Богом; тогда в состоянии будете научить и своих детей духовных. Посему, Бога ради, всеми силами потщитесь, дети, проводить жизнь в страхе Божием, чтобы упасти себя и стадо свое и избавиться вечной муки. Писанием и неписанием понуждаю вас, дети, на дела благия: потому что и должен всегда напоминать вам и писать о том, что душеполезно и спасительно. Вместе и сам прошу вас, преподобныя: помолитесь о моем недостоинстве и о моей худости, -по слову Писания: «молитесь друг за друга, яко да исцелеете» (Иак.5:16): да сподобит Бог всех нас без вреда освободиться от сей суетной жизни, и получить вечное блаженство и неизреченную радость Христа Бога нашего, молитвами пречистыя Владычицы нашея Богородицы. Наконец будем славить безначалънаго Отца и Единороднаго Сына Его, Христа Бога нашего, и пречистаго, преблагаго и животворящаго Духа: ибо так верными славится пресвятое имя Божие, и Тою божественною силою мы избавляемся от враг видимых и невидимых в сем веке и в будущем, во веки. Аминь.



Косма Этолийский


Притча 1


   Некий купец, прозванный безрассудным, торговал сорок-пятьдесят лет, но никогда не извлекал какой-либо прибыли.


   Однажды он нашёл посреди дороги мешок. Открыв его, он обнаружил фальшивые монеты и жемчужины, а также один алмаз. Взяв мешок с сокровищами, он поспешил к меняле, чтобы выяснить, настоящие ли они. Посмотрев на них, меняла сказал, что все они, за исключением алмаза, фальшивые. Но торговец не поверил ему, забрал сокровища и пошёл к другому меняле, который также подтвердил, что все деньги ненастоящие и фальшивые и только один алмаз представляет большую ценность. Расстроился торговец, взял алмаз и мешок с «сокровищами» и ушёл восвояси.


   По дороге он встретил слепого и решил проверить, какова сила найденного алмаза. И о чудо! — едва он дотронулся им до глаз слепца, тотчас они открылись и незрячий прозрел. Возликовал тогда купец. Продолжив свой путь, он встретил некоего глухонемого человека — едва он его коснулся, тот стал слышать и начал говорить. Встретил расслабленного, который исцелился с его первым прикосновением. Прикоснулся к бедному, и тот стал богатым. Коснулся старика, и тот стал молодым и здоровым! Приложил алмаз к мёртвому, и он тотчас воскрес. При виде таких чудес сердце купца исполнилось радостью, он взял мешок с деньгами и бросил их в море, и, оставив себе один только алмаз, вернулся домой.


   Приближался час смерти торговца, он позвал всех своих близких и сказал им: я, чада мои, сорок-пятьдесят лет был торговцем, но никакой особой выгоды извлечь не смог. Но нашёл мешок, в котором среди фальшивых золотых дукатов, грошей и жемчужин был один настоящий алмаз, сила которого была такова, что он даже мёртвых воскрешал, бедных обогащал, открывал глаза слепым, глухим давал возможность слышать и исцелял все болезни. Теперь, когда я умираю, я не могу вам оставить в наследство ничего другого, кроме этого алмаза. Но и вам, благородные, следует найти способ, как его сохранить, чтобы он остался пригодным; его нельзя ставить где попало.


   Пришло время, и купец умер, а алмаз достался его родственникам. Исполняя последнюю волю покойного, они стали искать место, где его можно поставить. Наконец они нашли мраморный равносторонний треугольник и поставили на него алмаз, который, однако, не устоял на нём; близкие купца огорчились тому, что не могут найти надлежащий способ хранения драгоценности. Тогда они для мягкости подложили кусок белой ткани на мраморную подставку, но к их разочарованию алмаз всё равно не устоял на треугольнике. Тогда они решили постелить ещё один отрез ткани, и алмаз тотчас встал на подготовленную мраморную подставку. Люди возликовали и прославили Бога.


   Теперь нам следует разобраться, во-первых, кто такой торговец, во-вторых, что обозначает мешок, в-третьих, что такое гроши, в-четвёртых, что такое дукаты, в-пятых, что такое жемчужины, в-шестых, что обозначает алмаз, в-седьмых, кто такие менялы, в-восьмых, кто такие родственники купца, в-девятых, что такое мрамор, в-десятых, что такое первый кусок ткани и в-одиннадцатых, что обозначает второй кусок? Это и есть одиннадцать вопросов, которые мы должны разрешить.


   Итак, безрассудный купец, пьяница, лентяй и бездельник — это я, бывший «предпринимателем» сорок-пятьдесят лет. Чем я занимался? Более сорока лет я посвятил учёбе. Бог удостоил меня найти мешок. Что же он обозначает? Это Святое Евангелие. Открыв его, я нашёл фальшивые дукаты. Что такое дукаты? Это иудеи, которые говорят, что веруют, но их вера лжива и исходит от диавола. Нашёл также фальшивые гроши. Что они обозначают? Нечестивцев [Под нечестивцами Святой имеет в виду мусульман (гроши — турецкие монеты)], утверждающих, что веруют, но и их вера диавольская и ложная. Нашёл в нём фальшивые жемчужины. Что же обозначают они? Еретиков, говорящих, что веруют в Святую Троицу, однако, вера их тоже фальшива и исходит от диавола. Алмаз — Господь и Бог наш Иисус Христос. Менялы — пророки, предвозвестившие Сына и Слово Бога-Отца, Безначального и Всемогущего. Кто такие родственники купца? Благочестивые православные христиане, сыновья и дочери нашего Христа. Что такое треугольный равносторонний мрамор? Это человек, верующий в Святую Троицу, но одной только его веры будет недостаточно для спасения. Что же ещё необходимо? Первый кусок ткани — это человек, верующий в Святую Троицу и имеющий любовь к Богу. Второй кусок ткани, нужный для того, чтобы алмаз устоял, — человек, верующий в Пресвятую Троицу, имеющий любовь к Богу и к своим братьям, он сможет удержать в себе бесценный алмаз — Господа и Бога нашего Иисуса Христа.


   Человек, у которого есть Бог в сердце, имеет вся благая и не может согрешать. Но когда у него нет в сердце этого алмаза — любви, то есть Христа, он будет иметь в сердце диавола. А тот, кто имеет в сердце своём диавола, одержим всяким злом и всякий грех совершает. Итак, братья мои, мне придётся оставить вас, и я не знаю, удостоит ли меня Господь вновь насладиться живым общением с вами. Нет у меня ничего другого, чтобы оставить вам, кроме этого алмаза. Только пусть у вас будет подходящее для него место. Этот алмаз содержит в себе блага, душевные и телесные, и счастлив будет тот, кто удостоится чести вместить его в своём сердце, ибо он станет обладателем бесценного сокровища.

06.09.2017, 91  просмотр

.


Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Библиотека "Благовещение" Миссионерский портал диакона Андрея Кураева Отрок.ua - Православный журнал для молодёжи Библиотека святоотеческой литературы АЗБУКА ВЕРЫ Яндекс.Метрика
Система управления сайтом Host CMS
Новости Наш Собор Заказные богослужения Храмы и часовни