Собор Михаила Архангела

День памяти Нектария Эгинского

О Святых Божиих Заступниках наших на небесах: Свидетельство Нового Завета


В Новом Завете молитва о других является заповедью Господа нашего Иисуса Христа (Мф.5:44; Лк.6:27–28). Сам Христос дал нам пример такой молитвы, помолившись за распявших Его (Лк.23:34). Также архидиакон Стефан молился за побивавших его камнями (Деян.7:60). И Павел тому же учит в Послании к Римлянам (Рим.12:14). И в первом Послании к Коринфянам (1Кор.4:13–15). То же пишет и Петр в Первом Послании (1Пет.3:9), и Иаков (Иак.5:16). И Иоанн молится о Гаие, чтобы тот здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа его. И, говоря вообще, все Священное Писание пронизано духом молитвы к Богу друг за друга. Тот, кто молится за другого, становится посредником между ним и Богом; таким образом, всякий, молящийся за другого, исполняет дело посредника.


Церковь приняла от апостолов заповедь и пример молиться за весь мир, предстательствовать перед Христом за мир.


В своих молитвах к Богу Церковь просит Господа принять ее прошения и призывает молитвы святых и Богородицы, поскольку она верит в их дерзновение перед Богом и в их неложную и постоянную любовь к воинствующей Церкви Христовой.


Церковь верует (когда она призывает молитвы святых), что святые, которые во время своей жизни молились Богу о мире и благостоянии святых Христовых церквей, не перестают делать то же самое и в небесной торжествующей Церкви Христовой. Они благосклонно выслушивают наши молитвы, когда мы призываем их, молятся Богу и становятся носителями благодати и милости Господней.


О молитве святых ясно говорит Откровение Иоанна (Откр.5:8). В Деяниях Апостолов написано, что Церковь молилась о Петре, находившемся в темнице: «Итак, Петра стерегли в темнице; между тем Церковь прилежно молилась о нем к Богу» (Деян.12:5).


О молитве святых и о том, что святые знают о том, что бывает с нами, смотри: 4Цар.5:26; Деян.5:1–11 и Деян.12:5; Ин.8:56; «О церковной иерархии» 7,3; Анастасия Синаита вопросоответ 6. О молитве святых к Богу пишет Евсевий Памфил Кесарийский ( «Евангельское приуготовление», кн. 13, с. 663 по Кельнскому изданию 1688 г.) и Гангрский Собор в своем 20 каноне.


И апостол Павел пишет к Римлянам, что он всегда, непрестанно поминает их в своих молитвах к Богу (Рим.1:9). Однако он просит и их молиться Богу за него, чтобы ему спастись от неверующих в Иудее и чтобы служение его для Иерусалима было благоприятно святым (Рим.15:31).


В своем Втором Послании к Коринфянам апостол Павел говорит, что он избавился от смерти и будет избавлен Христом «при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» (2Кор.1:11). И в Послании к Ефесянам Павел пишет: «Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих» (Еф.1:16), – и заповедует следующее: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне…» (Еф.6:18–19). То же самое апостол Павел заповедует во всех своих Посланиях. В Послании к Филиппийцам он пишет: «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас» (Флп.1:3). А в Послании к Колоссянам он сообщает, что всегда молится за них (Кол.1:3–4) и повелевает и им молиться за него, говоря: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением; молитесь также и о нас» (Кол.4:2–3).


И к Солунянам он пишет: «Всегда благодарим Бога за всех вас, воспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело веры» (1Сол.1:2–3). Но он заповедует и им молиться за него, говоря: «Братия! Молитесь о нас» (1Сол.5:25), а во втором своем Послании пишет им: «Итак, молитесь за нас, братия» (2Сол.3:1).


В Первом же Послании к Тимофею он просит: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1Тим.2:1–2).


А во Втором Послании к Тимофею он пишет: «Непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью» (2Тим.1:3), – и молится о душе умершего Онисифора, говоря: «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» (2Тим.1:18). То же он пишет и Филимону (Флм.1:4–22), и Евреям (Евр.13:18).


Апостол Иаков говорит о молитве друг за друга: «Молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного». И, чтобы показать силу молитвы, говорит: «Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак.5:16–18).


И Иоанн Богослов заповедует нам молиться о наших согрешающих братьях, говоря: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти» (1Ин.5:16). Итак, из сказанного ясно является, что: Молитва за других – заповедь нашего Спасителя и Апостолов; Она угодна Богу; Бог принимает наши молитвы за наших братьев; Он слышит молитвы и дарует жизнь грешникам, то есть, прощает не смертные грехи; Молитва праведного имеет великую силу и действенность.


Итак, мы имеем обязанность молиться за других и призывать молитвы праведников о грешниках, поскольку эти праведники имеют великое дерзновение пред Богом; ведь, как мы выяснили, их молитва благоприятна пред Богом и Бог, выслушав молитвы праведных, прощает не смертные грехи.


Итак, зная все это, позволительно ли сомневаться в том, что святые и праведники (молившиеся за нас в продолжение своей земной жизни, а теперь переселенные Господом в Церковь торжествующую) молятся за нас, принадлежащих к воинствующей Церкви?


Подобное сомнение выражает неверие в тот догмат, что умирающие по-христиански переходят от смерти к жизни, в страну живых, в селения праведных, в Царство Небесное. А если мы верим в этот догмат, мы должны верить и в то, что святые и праведные молятся за нас и подъемлют ноту наших собственных молитв, поскольку все мы – члены одного Тела – Церкви. Итак, святые молятся за нас и становятся носителями даров Божиих для нас.


Несогласные с этим говорят: «Один есть Посредник между Богом и людьми». Но если они так говорят нам, то прежде всего они должны обратить этот упрек к святым Апостолам, если действительно они уверены, что это их воззрение верно, ибо мы – как видели из сказанного – последуем учению Апостолов. Однако мнение несогласных неверно. Ибо их разногласия меняют тему разговора.


Прежде всего, это положение (­ Один Посредник между Богом и людьми) не имеет отношения к нашей теме, к предстательству святых перед Богом. Ибо одно дело – посредничество Христа, Искупителя человеческого рода. Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия перед Своим Отцом, а другое дело – предстательство всех святых. Богородицы и ангелов перед Спасом Христом.


Поскольку фраза «Один Посредник между Богом и людьми» провозглашает, что Господь наш Иисус Христос есть Спаситель и Избавитель мира и делает для всех известным, что Один есть Тот, Кто избавил людей от сетей лукавого, и что мы должны веровать в Него и креститься, чтоб были прощены наши грехи, и что без Него нет спасения. Против этого никто не возражает. Мы так веруем и исповедуем. Однако догмат о предстательстве святых перед Спасом Христом выражает именно их веру в Спасителя, Прославившего святых Своих и услышавшего их молитвы. Итак, упомянутое возражение, основанное на неправильном, преувеличенном понимании выражения «Один Посредник между Богом и людьми», с помощью которой они пытаются убедить нас не прибегать к заступлению святых, вне темы, ибо то, на чем они основываются совершенно другой вопрос, с которым никто не спорит. И поскольку он другой, то он ни подтверждает, ни противоречит нашему взгляду на молитву святых. Ибо одно дело – посредничество Сына перед Отцом, а другое – предстательство святых перед прославившим их Христом. Их возражение не достигает цели, так как из посылки «Один Посредник между Богом и людьми» они выводят заключение о том, что нет предстателя ко Христу. Это нелогично. Правильное умозаключение будет такое: «значит, нет никакого другого посредника перед Богом Отцом». Однако выдвигающие данное возражение не следуют этой логической цепочке и впадают в логическую ошибку – софизм и настаивают, что так они учат нас благочестию.


То, что существует лишь Один Посредник перед Отцом – Сын, является несомненной истиной. Однако есть предстатели пред Сыном – все святые, следующие за Ним. Поэтому, хотя мы молимся Сыну, но призываем и Богородицу, и всех святых, которых мы рассматриваем, как предстателей перед Спасителем. Ибо этому мы научились от святых Апостолов. А когда мы молимся Богу Отцу, то поминаем как посредника и предстателя только Сына. И мы никогда не творим молитвы к Богу Отцу в таинствах или священнодействиях, не поминая Сына Божия как единственного Посредника между Богом и людьми.

22.11.2017, 55  просмотров

.


Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Библиотека "Благовещение" Миссионерский портал диакона Андрея Кураева Отрок.ua - Православный журнал для молодёжи Библиотека святоотеческой литературы АЗБУКА ВЕРЫ Яндекс.Метрика
Система управления сайтом Host CMS
Новости Наш Собор Заказные богослужения Храмы и часовни