Собор Михаила Архангела

Иоанн Дамаскин: Точное изложение Православной веры

Отсюда и добавление, сделанное в Трисвятой песни суемудрым Петром Кнафевсом, мы считаем богохульным, так как оно вводит четвертое лицо и поставляет отдельно Сына Божия – ипостасную Силу Отца и отдельно Распятого, как бы иного по сравнению с тем, Кто именуется «Сильным», – или допускает страдание Святой Троицы и сораспинает Сыну Отца и Святого Духа. Прочь сие богохульное и произвольно внесенное пустословие! Ибо мы слова «Святый Боже» разумеем об Отце, (впрочем) не Ему одному только отделяя имя Божества, но исповедуя Богом (также) и Сына, и Духа Святаго. И слова «Святый крепкий» относим к Сыну, не лишая «крепости» Отца и Духа Святаго. И слова «Святый бессмертный» прилагаем к Святому Духу, однако же не поставляем вне бессмертия Отца и Сына, но все божественные наименования просто и безусловно разумеем о каждой ипостаси, подражая божественному Апостолу, говорящему: «но нам един Бог Отец, из Него же вся, и мы у Него, и един Господь Иисус Христос, Им же вся, и мы Тем» (1Кор.8:6), и един Дух Святый, в Котором – все, и мы – в Нем. Да и Григорий Богослов в одном месте говорит так: (в словах) «но нам един Бог Отец, из Него же вся,… и един Господь Иисус Христос, Им же вся», и един Дух Святый, в коем все – выражения: «из Него же,… Им же,… в Коем» – не рассекают естества, ибо (в противном случае) и те предлоги, и тот порядок имен не изменялись бы; но характеризуют свойства единого и неслиянного естества. И это ясно из того, что (указанные выражения) в другом месте сводятся воедино, – если не без внимания прочитать у того же Апостола следующее: «из Того и Тем и в Нем всяческая. Тому слава во веки веков. Аминь» (Рим.11:36).


Ибо, что не в отношении к Сыну только изречено «Трисвятое», но в отношении к Святой Троице, – свидетельствуют божественные и священные Афанасий, Василий, Григорий и весь сонм богоносных отцов, а именно, что святые серафимы тройственным «Свят» возвещают нам три ипостаси пресущественного Божества, а единым (словом) Господь дают разуметь единое существо и царство богоначальной Троицы. Действительно, Григорий Богослов говорит: Так, Святое Святых, покрываемое серафимами и прославляемое троекратным «Свят», сходящимся в едино «господство и божество..» – о чем прекраснейшим и возвышеннейшим образом любомудрствовал некто прежде нас.


И составители церковной истории повествуют, что в то время, как народ константинопольский молебствовал ради некоего ниспосланного Богом бедствия, совершившегося при архиепископе Прокле, – случилось, что некий отрок был восхищен из народа и в таком состоянии некоторым ангельским научением был наставлен Трисвятой песне: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!». И как только отрок был возвращен и возвестил то, чему он был научен, то весь народ воспел гимн, и таким образом прекратилось угрожавшее бедствие. А также передается, что на святом великом вселенском четвертом соборе, я разумею бывший в Халкидоне – Трисвятая песнь была воспета таким образом, ибо так повествуется в деяниях того же самого святого собора. Итак, поистине смешно и забавно, что Трисвятую песнь, преподанную через ангелов, удостоверенную прекращением напасти, подкрепленную и утвержденную собором столь многих святых отцов и еще прежде воспетую серафимами в ознаменование Триипостасного Божества, – теперь своим безрассудным мнением попрал и будто бы исправил Кнафевс, как если бы он превосходил серафимов! Какая же это дерзость, чтобы не сказать – какое безумие! Мы же, – хотя бы демоны разрывались от досады, – произносим так: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!».

14.12.2017, 256  просмотров

.


Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Библиотека "Благовещение" Миссионерский портал диакона Андрея Кураева Отрок.ua - Православный журнал для молодёжи Библиотека святоотеческой литературы АЗБУКА ВЕРЫ Яндекс.Метрика
Система управления сайтом Host CMS
Новости Наш Собор Заказные богослужения Храмы и часовни