Святитель Иоанн Златоуст: "О милостыне"

Презрение богатства соделывает людей искусными, и ведет к прославлению Бога, и воспламеняет любовь, и делает нас великодушными, и поставляет иереями, возводя на священство, приносящее великую награду. Ибо милостивый не облекается в подир [1], не носит позвонков [2], не возлагает на себя венца; но облечен в одежду человеколюбия, которая святее священнической одежды, помазан елеем, который составлен не из чувственного вещества, но возделан Духом Святым, имеет венец, сплетенный из милосердия, как сказано в Писании: «венчает тебя милостью и щедротами (венчающаго тя милостию и щедротами)» (Пс.102:4), а вместо того, чтобы носить златую дщицу [3] с именем Божиим, сам делается подобен Богу. Каким образом? «Будьте, – говорит, – подобны Отцу вашему Небесному (Отцу вашему, иже есть на небесех)»  (Мф.5:45).

Хочешь ли видеть и жертвенник Милосердного? Не Веселеил (см.Исх.37:1) соорудил его, и не другой кто, но сам Бог; не из камней, но из вещества, которые светлее самого неба – из разумных душ. Но иерей входит во святое святых? Можно и тебе, совершающему жертву милосердия, войти в святилище еще более страшное, где никто не присутствует, кроме Отца твоего, который видит тебя в тайне (Мф.6:4), где никто другой не видит. Но как, – скажешь, –можно не видеть, когда жертвенник стоит открыто?» То и достойно удивления, что тогда двойные двери и завесы делали святилище безлюдным, а ныне, принося жертву среди народа, можно приносить ее как бы вступив во святое святых, и даже с большим страхом. В самом деле, если ты делаешь это не на показ людям, то, хотя бы и вся вселенная видела, никто не видал, потому что ты так сделал. Господь не просто сказал: «не творите милостыни вашей пред людьми», но присовокупил: «с тем, чтобы они видели вас (не творите пред человеки да видими будете ими)» (Мф.6:1). Жертвенник сей создан из самых членов Христовых; и Тело Самого Владыки служит тебе жертвенником. Благоговей пред Ним: на теле Владычнем ты совершаешь жертву Господню. Таков сей жертвенник! Он страшнее и нового в церкви), а не только древнего жертвенника!

Но да не смущают вас слова мои. Сей жертвенник чуден по причине предлагаемой на нем жертвы, а тот жертвенник Милосердного удивителен и потому, что сооружается из той самой жертвы, которая его освящает. Чуден опять этот жертвенник потому, что, будучи по природе камнем, делается святым, так как принимает тело Христово, а тот чуден потому, что сам есть тело Христово. Таким образом, страшнее этого жертвенника тот, пред которым предстоишь ты, мирянин. Что в сравнении с этим будет для тебя Аарон? Да и нужно ли сравнивать жертвенник Милосердного с древним жертвенником, когда он и в сравнении с этим жертвенником оказывается столь блистательным? А ты между тем почитаешь этот жертвенник, потому что он принимает тело Христово, и унижаешь тот жертвенник, который есть самое тело Христово, и не обращаешь внимания, когда он разрушается. Такой жертвенник ты можешь видеть везде – и на улицах, и на площадях, ежечасно можешь приносить на нем жертву, потому что и здесь освящается жертва. И как иудей предстоит пред жертвенником, призывая Духа, так и ты призываешь Духа, только не словами, а делами. Ничто так не поддерживает и не возжигает огнь Духа, как этот елей, обильно изливаемый.

Если же хочешь знать и то, что бывает с возлагаемым на жертвенник, то иди, я и это покажу тебе. Итак, какое курение, какое благоухание восходит от этого жертвенника? Слава и благодарение. Куда восходит? До неба ли? Нет, – выше неба, и  «неба небеси», возносится к самому Царскому престолу. «Молитвы твои, – сказано, – и милостыни твои пришли на память пред Богом (Молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша пред Бога)» (Деян.10:4). Чувственное благовоние не далеко проникает в воздух; а это проходит самые небесные своды. И хотя ты молчишь, однако же, дело твое вопиет, и делается жертвою хвалы; не телец закалается, и не кожа сожигается, но разумная душа приносит ей свойственное. А такая жертва человеколюбия превосходнее всех других.

Итак, когда ты видишь бедного из верных, представляй, что видишь жертвенник. Когда видишь такого нищего, не только не оскорбляй, но и отнесись с почтением; и, если видишь, что другой его оскорбляет, останови, защити. Таким образом, и сам ты можешь надеяться, что будешь помилован от Бога и получишь обещанные блага, которых да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.


Примечания:

1Подир — длинная одежда иудейского ветхозаветного первосвященника.

2Позвонки — маленькие золотые колокольчики на подоле одеяния первосвященника.

3Дщица — досочка, от дска доска.

Иоанн Златоуст, Милостыня, Дар Богу12.02.2015, 1307 просмотров.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*
Адрес Собора Михаила Архангела:
г. Железногорск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 31,
тел. +7 (3919) 74-02-33
Посмотреть на карте
Адрес Красноярской епархии:
г. Красноярск, ул. Горького, 27,
тел.+7 (391) 211-82-69
Посмотреть на карте
Реабилитационный центр для наркозависимых:
+7 (391) 29-257-29 или +7 (391) 29-767-23
Посмотреть на карте

Собор Михаила Архангела

Красноярская епархия

Реабилитационный центр для наркозависимых