Преподобный Антиох Палестинский: "О том, чтобы терпеть несправедливость, а не самому творить несправедливость"

Не творить несправедливости повелевает еще Ветхий Закон. То же, что следует терпеть несправедливость и благодарить, заповедует Новый, а скорее Исполнитель Закона, ведущий человека к совершенству и усыновлению: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк.6:36). Посему желающему облечься в блистающую победу следует не только мужественно переносить тех, кто его оскорбляет и творит несправедливость [по отношению к нему], но и отдавать творящему несправедливость больше того, чем тот желает забрать, и его дурное вожделение [ему следует] превзойти обилием собственной щедрости. Посему желающий стать учеником Христовым пусть уроки Учителя показывает на деле. Ибо, будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал (1Пет.2:23). Потому что он может услышать: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? (Лк.6:46). Истинный ученик желает претерпевать несправедливость, а не творить ее и посредством смирения побеждать тех, кто творит несправедливость по отношению к нему, и к гневу их быть кротким, к высокомерию их – смиренномудрым, к грубости их – вежливым, ни в чем не уподобляясь им, но доброжелательностью, как ученик Господа [1], стремясь скорее претерпеть несправедливость, чем самому ее творить по отношению к кому-либо [2]. Посему прекрасно – переносить насилие [со стороны] желающих творить нам несправедливость и молиться за них, чтобы через наше покаяние и [благое им] воздаяние за то, что они у нас похитили, избавлялись бы они от преступления многостяжательства, ибо воля Божия такова, чтобы мы приобретали самого многостяжателя, а не предмет стяжания. Так как избегает греха тот, по отношению к которому люди творят несправедливость, и он получит награду, соразмерную его скорби. Ставший же причастником святого познания и вкусивший сладость Божию больше никогда уже не должен судить, ни вести тяжбу в отношении кого-либо, даже если отберет кто-нибудь то, во что он одет. Ибо какова разница между питомцами Божиими [Col. 1796] и людьми века сего? Ведь и Закон повелевает: Да не обидиши ближняго: и да не отымеши, и да не прележит мзда наемника твоего у тебе до утрия. Зла да не речеши глухому, и пред слепым да не положиши претыкания (Лев.19:13–14).

И Приточник: Не насильствуй нищаго, зане убог есть, и не досаждай немощному во вратех: Господь бо имать судити их суд (Притч.22:22–23). И это Ветхий [Закон] заповедует, как несовершенным еще младенцам. Христов же закон, будучи совершенным, повелевает имеющим совершенную пищу (ср.Евр.5:14). Ибо говорит Господь: молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф.5:44). Эту заповедь сразу исполнили истинные ученики Христовы Стефан и Иаков. Один побиваемый камнями (Деян.7:59), другой же сброшенный с высоты [3] молились за убивавших их. Говорится же и об Иакове – брате Иоанна, что, видя его, уводимого на смерть, обвинивший его, раскаявшись и припав к нему, сказал ему: «Прости меня». Он же, помедлив немного, сказал ему: «Мир тебе» и поцеловал его. Тот тут же гласом великим возвестил себя христианином и, будучи осужден вместе с обвиненным им, вместе с ним в тот же момент получил почесть вышнего звания (Флп.3:14) [4]. Говорит же и Петр: Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу; Имейте добрую совесть, дабы… были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе (1Пет.2:20; 3:16). И продолжает: конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания (2Пет.2:9). И Давид: Творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим (Пс.145:7). Посему и я неправду возненавидех и омерзих, закон же Твой возлюбих (Пс.118:163). И поскольку, Владыка, Твоя заповедь – претерпевать несправедливость, а не творить несправедливость, то воздаша ми лукавая воз благая (Пс.34:12), аз же моляхся (Пс.108:4): Боже мой, избави мя… из руки законопреступнаго и обидящаго (Пс.70:4). Павел же: Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными?.. Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? (1Кор.6:7–9). И в других: братия, вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии (Евр.10:32–33). Говорит же и Господь: кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (ср.Мф.5:39–41); Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас… за Сына Человеческого. Возрадуйтесь… и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк.6:22–23). Ему же слава во веки. Аминь.


Примечания:

1Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. 10.

2Платон. Горгий. 474b.

3Евсевий Кесарийский. Церковная история. II, 23.

4Там же. II, 9.

Антиох Палестинский, Терпение, Несправедливость, Согрешение15.11.2016, 946 просмотров.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*
Адрес Собора Михаила Архангела:
г. Железногорск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 31,
тел. +7 (3919) 74-02-33
Посмотреть на карте
Адрес Красноярской епархии:
г. Красноярск, ул. Горького, 27,
тел.+7 (391) 211-82-69
Посмотреть на карте
Реабилитационный центр для наркозависимых:
+7 (391) 29-257-29 или +7 (391) 29-767-23
Посмотреть на карте

Собор Михаила Архангела

Красноярская епархия

Реабилитационный центр для наркозависимых