Вверх
Не творить несправедливости повелевает еще Ветхий Закон. То же, что следует терпеть несправедливость и благодарить, заповедует Новый, а скорее Исполнитель Закона, ведущий человека к совершенству и усыновлению: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк.6:36). Посему желающему облечься в блистающую победу следует не только мужественно переносить тех, кто его оскорбляет и творит несправедливость [по отношению к нему], но и отдавать творящему несправедливость больше того, чем тот желает забрать, и его дурное вожделение [ему следует] превзойти обилием собственной щедрости. Посему желающий стать учеником Христовым пусть уроки Учителя показывает на деле. Ибо, будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал (1Пет.2:23). Потому что он может услышать: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? (Лк.6:46). Истинный ученик желает претерпевать несправедливость, а не творить ее и посредством смирения побеждать тех, кто творит несправедливость по отношению к нему, и к гневу их быть кротким, к высокомерию их – смиренномудрым, к грубости их – вежливым, ни в чем не уподобляясь им, но доброжелательностью, как ученик Господа [1], стремясь скорее претерпеть несправедливость, чем самому ее творить по отношению к
И Приточник: Не насильствуй нищаго, зане убог есть, и не досаждай немощному во вратех: Господь бо имать судити их суд (Притч.22:22–23). И это Ветхий [Закон] заповедует, как несовершенным еще младенцам. Христов же закон, будучи совершенным, повелевает имеющим совершенную пищу (ср.Евр.5:14). Ибо говорит Господь: молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф.5:44). Эту заповедь сразу исполнили истинные ученики Христовы Стефан и Иаков. Один побиваемый камнями (Деян.7:59), другой же сброшенный с высоты [3] молились за убивавших их. Говорится же и об Иакове – брате Иоанна, что, видя его, уводимого на смерть, обвинивший его, раскаявшись и припав к нему, сказал ему: «Прости меня». Он же, помедлив немного, сказал ему: «Мир тебе» и поцеловал его. Тот тут же гласом великим возвестил себя христианином и, будучи осужден вместе с обвиненным им, вместе с ним в тот же момент получил почесть вышнего звания (Флп.3:14) [4]. Говорит же и Петр: Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу; Имейте добрую совесть, дабы… были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе (1Пет.2:20; 3:16). И продолжает: конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания (2Пет.2:9). И Давид: Творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим (Пс.145:7). Посему и я неправду возненавидех и омерзих, закон же Твой возлюбих (Пс.118:163). И поскольку, Владыка, Твоя заповедь – претерпевать несправедливость, а не творить несправедливость, то воздаша ми лукавая воз благая (Пс.34:12), аз же моляхся (Пс.108:4): Боже мой, избави мя… из руки законопреступнаго и обидящаго (Пс.70:4). Павел же: Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными?.. Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? (1Кор.6:7–9). И в других: братия, вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии (Евр.10:32–33). Говорит же и Господь: кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (ср.Мф.5:39–41); Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас… за Сына Человеческого. Возрадуйтесь… и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк.6:22–23). Ему же слава во веки. Аминь.
Примечания:
1Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. 10.
2Платон. Горгий. 474b.
3Евсевий Кесарийский. Церковная история. II, 23.
4Там же. II, 9.