Коновалов Игорь Васильевич: "Православный колокольный звон. Краткая история колокола"

Предисловие

В конце 80-х годов теперь уже прошлого, ХХ-го века, в рамках развивающегося мелкого и среднего кооперативного производства появилась возможность отливки колоколов. Первые колокольные отливки, произведённые кооператорами, весьма слабо напоминали старинные церковные колокола. Основной задачей кооператоров было заполнение множества пустующих церковных колоколен и звонниц. Производители колокольной продукции первой волны не утруждали себя ни акустическими, ни технологическими изысканиями с целью воссоздания звучания колоколов Российских дореволюционных колокололитейных производств. Результатом этой деятельности явилась завеска многих церковных колоколен продукцией, не отличающейся ни звуковыми, ни эстетическими качествами. Первая волна современного Российского колокольного литья была подхвачена многими другими литейщиками. Поток колокольной продукции стал разнообразнее. Мастера скульптурного литья, зачастую упуская акустическую составляющую колокола, занимались украшением и полировкой внешней поверхности своих изделий; производства, имеющие своей основой акустику, нередко забывали о внешнем виде и декоре отливок. Общим недостатком почти всех направлений было то, что практически все колокололитейные производства для отливки колоколов использовали либо ту технологию, которая применялась на их производствах для других целей, либо ту или иную знакомую им технологию. Сугубо научный подход акустиков приводил к тому, что в звук колокола пытались заложить неестественные для звучания старинных русских колоколов музыкальные обертоны, что зачастую приводило к искусственному звучанию, как отдельных колоколов, так и колокольных подборов в целом. Таким образом, были применены искусственные для традиционных старинных колокольных подборов созвучия типа Ля-минор или До-мажор.

Посему современный заказчик располагает возможностью широчайшего выбора колоколов для своей колокольни или звонницы и может использовать наряду с колоколами одного производства сочетания колоколов различных производств в одном наборе.

В зависимости от различных технологий, источников сырья, художественного убранства или отсутствия такового, механической обработки поверхности колокола колеблется стоимость колокольного литья от нижнего предела 11-12 у.е. за кг до 14-15у.е.

В случае намного более низкой стоимости литья нужно иметь в виду, что это скорее всего отход от традиционной технологии в сторону удешевления технологического процесса (литьё в землю) или использование дешёвого (загрязнёного) сырья, или уменьшение количества олова, наиболее дорогого компонента колокольной бронзы — до 11-12% (традиционная колокольная бронза содержит до 20% олова).

Если цена на современные колокола поднимается выше 16 у.е. — до 20 и более — значит, в дело вмешиваются перекупщики колокольной продукции, именующие себя колокольными центрами и различными объединениями околоколокольной направленности. К примеру, в газете «Русский вестник» и в журнале «Русский Дом» были опубликованы статьи звонаря Московского храма Ризоположения, что на Донской улице Константина Володина о коммерческой деятельности так называемого «Московского колокольного центра», в результате которой на счетах руководителей этой организации оседают десятки тысяч долларов США. Основным принципом деятельности Общества Церковных Звонарей (далее — ОЦЗ) являются консультации для всех желающих приобрести церковные колокола и устроить полноценный звон в своём приходе или обители, ознакомление всех интересующихся с лучшими современными колокололитейными производствами. Непосредственный контакт заказчиков с литейщиками упрощает и удешевляет стоимость заказа на литьё и оборудования колокольного звона.

Первое издание книги, носившей название «Колокольные звоны: практические рекомендации для православных, звонарей», которое было подготовлено специалистами Общества церковных звонарей Московской патриархии и вышло благодаря поддержке объединения «Красный звон», имело весьма небольшой тираж и быстро разошлось с книжных прилавков. Темы по теории и истории российских колоколов и звонов были продолжены в журнале «Русское возрождение № 72», который тоже трудно ныне найти в свободной продаже.

Информация первого издания была переработана, дополнена и структурирована. Настоящее издание является попыткой «заложить фундамент» системы знаний и практических навыков, необходимых людям, имеющим непосредственное отношение к православному колокольному звону. Авторы сего издания при создании и подготовке материала к изданию основывались как на многовековом опыте, почерпнутом из исторических документов о колоколах и звоне и из уст старожилов, так и на своём опыте, накопленном при обустройстве звона Московского Кремля, Храма Христа Спасителя, Данилова монастыря, множества монастырских и приходских храмов России, при консультациях по вопросам обустройства звона и преподавании в школе звонарей при ОЦЗ.

Две важных статьи «перешли» в настоящее издание без изменений: это беседы о колокольном деле двух «столпов» церковно-звонарского искусства Игумена Михея — старейшего звонаря Троице-Сергиевой Лавры и Владимира Ивановича Машкова -звонаря с более чем 70-летним стажем. Эти беседы как бы перебрасывают живой мост от звонов начала века в наши дни.

Несколько важных статей цитируют целиком известные авторские тексты:

а) статья В.Н.Ильина, опубликованная в 1930 году в Париже, авторитетно формулирующая эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона;

б) статья Розанова Н. П. «О благовестах в Москве»

в) о знаменитом звонаре А.В.Смагине — фрагмент из книги известнейшего колокололитейщика и колоколоведа Н.И.Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство».

Учитывая небывалое доныне возрождение Русской Православной Церкви по всей территории России и за рубежом, которое привело к необходимости реставрации, реконструкции и постройки множества сотен колоколен и оснащения их колоколами, издатели надеются на практическую пользу этого издания для звонарей, архитекторов и строителей колоколонесущих сооружений, для всех изучающих и преподающих предметы, связанные с православным колокольным звоном. Редакция ОЦЗ надеется в дальнейшем выпустить в свет отдельные книги, дополняющие и углубляющие темы, освященные в настоящем издании.



Н. Завьялов Краткая история колокола

Колокола


У древних христиан в период гонений епископы созывали верующих к богослужению, посылая за ними в дома. Посыльные именовались лаосинактами (народособирателями)

В Иерусалимской церкви IV века архидиакон за богослужением оповещал о месте и времени следующего богослужения.

В первоначальных киновиях Египта, по словам св. Кассиана, созывали к богослужению стуком в дверь келий. Согласно с этим и в житии св. Пахомия призыв на богослужение и трапезу в его монастыре обозначается словом «ударять», потому в V веке «ударение» становится специальным термином призыва к богослужению.

В Лавсаике Палладия (V-VIв.) говорится. «Исполнивши обычный канон молитвы, он (монах Адульф) тотчас ударял будильным молотком во все келий, собирая в храмы к утреннему славословию».

Как видим, орудием оповещения того времени является молоток для стука в двери келий.

Конечно, это орудие не могло не преобразоваться. Удар молотка в двери — не особенно приятное на слух действие. По крайней мере, для того, кто находится внутри келий. Далеко разносящийся от этого действия звук скорее всего и послужил появлению специальных досок — бил.

Упоминания о билах имеются с VI века. Феодор, епископ Петрейский, упоминает в житии Феодосия (529 г.) о том, что при созыве на часы и литургию «ударяли в древо».

Вот что пишет о билах в книге «Новая скрижаль» архиепископ Вениамин: «Ударение малое, бываемое на малых вечернях, как малозвучное и глухое, означает древних пророков и только как бы сень и преобразования будущих событий; ударение великое, производимое на праздничных утренях, как звонкое и разносящееся по воздуху, знаменует во всю землю изшедшее вещание Евангелия».

Колокола впервые упоминаются Григорием Турским (594 г.) под именем «signa». Говорится, что епископ ирландский Дагей, будучи медных и железных дел мастером, сделал 300 колоколов (campanos). (Об употреблении их в церкви в то время сведений нет).

Следующее упоминание о колоколах, известное нам, относится к седьмому веку. В этом упоминании уже говорится, что колокола к употреблению в храме узаконил папа Савиниан. Этот факт можно считать началом использования колоколов в новозаветной Церкви.

Постепенно била вытеснялись колоколами, оставаясь ещё довольно долго в употреблении. Нередки примеры, когда колокола и била используются вместе. Например, в одном из писем Святогорца к друзьям имеется такое описание: «Часа за два до заката солнышка начался бой в деревянную доску к наступающему всенощному бдению; довольно долго разносились по отдаленным частям внутренняго расположения лавры слабые звуки призывной токи и замирали за обителью, на первых соседних холмах. Деревянный бой через полчаса сменился металлическим: несколько времени ударяли в чугунную доску и, наконец, отозвалась на пустынных высотах шумная игра нескольких колоколов.»

Ещё одно, довольно занятное, описание архимандрита (впоследствии епископа) Порфирия Успенского: «Вне собора слышны были трели деревянного тока, глухие звуки била, пронзительные бряцания железного клепала, благовест в колокола и наконец — стучания во вся тяжкая, т.е. во все тяжеловесные вещи. Подобное оглушительное шари-вари я слышал в Святогробском храме в Иерусалиме.» (1845 г).

Использование в прошлом бил наравне с колоколами — явление вполне обычное. В «Типиконе» часто встречается термин «клеплет». Это указывает на тот факт, что в XVII веке в России колокола и била сосуществовали довольно мирно.

В рукописном уставе Троице-Сергиевой Лавры 1645 года сказано, что в среду сырной недели «колотят к часам в доску, а не звонят» , а в понедельник 1-й седмицы поста «бьют к часам в доску по обычаю и в простой колокол ударяют».

В России традиционные деревянные била теперь фактически не используются. Настоящие била сохранились на святой горе Афон. Там и теперь можно услышать довольно мелодичный, как говорят очевидцы, ритмически многообразный стук (клепание).
И. Коновалов Архитектура колокола

Колокол — единственный сигнально-музыкальный инструмент, используемый Русской Православной Церковью при совершении богослужений.

За свою многовековую историю колокола в России из примитивных и мало благозвучных сигнальных инструментов переросли в весьма сложный сигнально- музыкальный инструмент, состоящий из более, чем десятка колоколов, имеющий различные назначения и играющий значительную роль в церковной, государственной и общественной жизни России.

Технически любой колокол состоит из разностенного по вертикали колпака и короны-системы крепления колокола к валу или к балке. Основное назначение колпака колокола состоит в организации звука путем построения разных видов профиля, толщины стенок, соотношений диаметров. То есть от чертежа колпака колокола будет во многом зависеть, как данный колокол зазвучит. Очень большое значение для звуковых и прочностных характеристик колокола имеет состав металла и точность соблюдения технологии отливки

Корона колокола состоит из маточника и ушей. Количество ушей бывает разным — от 2 до 8. Но наиболее часто встречаются колокола с шестью ушами двумя парными и двумя одинарными. Назначение короны, этого сложного по конструкции элемента всех российских колоколов, состоит в соответствующем распределении нагрузки веса колокола и рассредоточении этой нагрузки по нескольким центрам. Маточник, как наиболее массивная составляющая короны, имеющая в верхней части отверстие, несет на себе практически весь вес колокола. Уши предназначены препятствовать слишком сильной раскачке колоколов при звоне. По проведенным нами замерам, ростовский колокол «Сысой» во время звона отклонялся до перевески 1989 года приблизительно на 12 мм, а после перевески — на 6-7 мм, нынешний большой колокол Троице-Сергиевой Лавры «Лебедь» отклоняется до 80 мм

С течением времени и в зависимости от местных традиций форма короны видоизменялась. Но, примерно, с XVIII века, короны всех российских заводов становятся практически одинаковыми, с чрезмерным ростом маточника и превращением его в огромную усеченную пирамиду в конце XIX — начале XX веков, что, конечно же, ощутимо прибавляло веса колоколу, никак не влиял на его звук. Внутри колпака сверху находится стальная петля для подвески языка Эта петля или серьга вставляется в форму колокола перед заливкой и, залитая бронзой, становится неотъемлемой частью колокола. Известны случаи изготовления серьги из меди (большой колокол церкви Святителя Николы, что в Кузнецах).

Колокола, Колокол, Колокольный Звон, Звон, Коновалов Игорь, Коновалов31.12.2018, 1383 просмотра.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*
Адрес Собора Михаила Архангела:
г. Железногорск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 31,
тел. +7 (3919) 74-02-33
Посмотреть на карте
Адрес Красноярской епархии:
г. Красноярск, ул. Горького, 27,
тел.+7 (391) 211-82-69
Посмотреть на карте
Реабилитационный центр для наркозависимых:
+7 (391) 29-257-29 или +7 (391) 29-767-23
Посмотреть на карте

Собор Михаила Архангела

Красноярская епархия

Реабилитационный центр для наркозависимых