Преподобный Максим Грек: "Два слова против Магомета" (слово 2-ое) 

   Сколько благодать Божия, вразумляющая свыше, помогла говорить против безбожного сего христоборца и видимого беса, разумею скверного Магомета, — мною высказано. Теперь же обращаюсь с словом к благочестивым, — не как превосходящий их какой-нибудь учитель, или поставленный над ними свыше, но как наименьший и немощнейший брат их, и сопоследователь благочестивых догматов непорочной и Богом преданной веры христианской, воспоминая им, а отчасти и самому себе, то, что может утвердить нас и сохранить в вере во Xpиста, истинного Бога и Спасителя нашего, в надежде и любви, и соблюсти невредимыми от постигших нас в нынешнее время нестроений и, так сказать, от темного и безпросветного мрака. Ныне более, чем когда-либо  , прилично нам говорить с блаженным пророком и царем Давидом:  «Ты, Господи», да   «соблюдеши ны от рода сего и во век»  (Пс. 11, 8). Почему? Потому, говорит, что   «окрест нечестивии ходят»  (Пс. 11, 9). Куда не устремишь по вселенной мысленный взор, всюду видишь, что тьма нечестия измаильтян — противников христианства умножается и омрачает всех. Начавшись от времен Ираклия, царя греческого, оно продолжается и до сего времени, и достоверно, что и в последующее время, как я узнаю из Божественного Писания, пребудет, до самого явления богоборца-антихриста, которое уже не очень далеко, но находится как бы у дверей, как учит нас Божественное Писание, которое ясно говорит, что в восьмом веке будет устроение всех, то есть, греческая власть прекратится, начнется мучительство богоборца-антиxpиста, и настанет второе страшное пришествие на землю Xpиста Спасителя. А что это ожидаемое устроение всех верных близко, явствует как из других многих яснейших указаний и свидетельств Писания, так наиболее из того, что пишет блаженный апостол Павел во втором послании к Солунянам, указывая, какие признаки имеют быть пред вторым пришествием Господним.  «Да никтоже вас прельстит, — говорит, — ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде, и откроется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякого глаголемаго бога или чтилища, яко же ему сести в Церкви Божией аки богу», и прочее (2Сол. 2, 3-4). Отступление же, то есть, отпадение народов от непорочной и правой христианской веры в различные богомерзкие ереси и к враждебному Xpистy агарянскому неверию, больше нынешнего можно ли ожидать когда-либо  видеть или слышать? Где ныне просиявшие в благоверии и боголепной честности, красота и слава верных — в Иерусалиме, в Александрии, в Египте, в Ливии и Антиохии? Где та теплота и ревность божественная просиявших в посте в Ските, в Вышней Фиваиде и в различных странах и горах богоносных и равноангельных Отцев наших? Где возросшая в благоверии высота недосягаемая и похвала всех западных народов, святая, говорю, и апостольская Церковь древнего Рима?

   — Не все ли это ныне, как мы видим, или находится во власти безбожных агарян, или опустошено ими, иное же стало негодным и вполне непотребным по причине разных богомерзких ересей, начальником которых есть тот самый древний Рим, который прежде был светлейшим и знаменитейшим в благоверии и во всяком досточтимом знании и премудрости, а за ним и вся Италия? Пойди мысленным взором, душа, в Индию, в Ефиопию, во все концы вселенной, везде найдешь всякое безобразие и скверну всяких ересей. В иных местах увидишь и агарянское нечестие, прельщающим тамошние народы и привлекающим их к себе, различные восточные верные народы, в которых изначала засветился при божественных апостолах свет благоверия, который достиг и до нас, европейцев. Не все ли это, без малого, агарянская тьма, то уже привлекла к себе, то соделала негодным, стеснила и растлила душевно и постоянно растлевает различным способом? Но сказать ли большее всех бывших прежде на земли значительнейших перемен и происшествий? Где высота и безпримерная слава бывших во власти, славных премудростию, всякою добродетелию, благими узаконениями и православною верою христианских царей, царствовавших в славном и благочестивом граде Великого Константина? Где тот всемирный свет благоверия, который подобно солнцу просвещал всю вселенную чрез архиерействовавших в нем равноангельных святителей? Не все ли это уже много лет порабощено и подчинено измаильтянам? И нет нам ниоткуда никакого избавления, а напротив, касательно нас все приходит к худшему, а их положение делается все славнее. Поймем же, в какое злосчастное положение пришли дела у нас, бедных греков: как лишились мы всех вообще благ тех,  «и умалихомся паче всех язык»  (Дан. 3, 37) и   «быхом поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущим окрест нас»  (Пс. 78, 4), говоря словами Божественного Писания. Где ныне те превышающие ум и слово чудеса Пречистой Божией Матери, которые совершались в этом граде, избавляя его, сверх всякой надежды, от частых нападений варварских? Почему все это ныне погасло? Почему ныне не возстает Градохранительница и Владычица его на заступление и избавление? Очевидно, что по причине неисцельных беззаконий, на которые прежде дерзнули в сем граде праотцы наши. Не так ли божественное песнопение говорит о нечествовавших в подобие нам иудеях:  «обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение; внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое. Яко сoние востающего»  (Пс. 72, 18-20)? Но, оставив подробно оплакивать наши злоключения, возвратимся к предлежащему и поймем из других божественных неложных изречений, что устроение всех, то есть, ожидаемая кончина века сего, не далеко отстоит, но находится близко, и что скверный Магомет есть самый упоминаемый в божественном Апокалипсисе лживый пророк и предтеча богоборного антихриста. Обратим внимание на следующее.
   Господь наш Иисус Христос, как сказано в Святом Евангелии, когда учил учеников Своих и утверждал их, а чрез них и всех верующих, в Своей вере и любви, и был спрошен ими:  «рцы нам, когда сия будут; и что есть знамение Твоего пришествия и кончина века»  (Мф. 24, 3), — тогда Он, предсказав им, какия беды и нестроения постигнут человечество прежде страшного пришествия Его и кончины века сего, присовокупил, говоря:  «и тогда соблазнятся мнози, и друг друга предадят, и возненавидят друг друга: и мнози лжепророцы востанут и прельстят многия»  (Мф. 24, 10-11). Этим Владыка указал на начальников различных появившихся в церкви Его ересей, каковы были: Симон волхв, Маркион, Манент, Ориген, Арий, Македоний, Несторий, Сергий и богомерзкие иконоборцы; все они различным способом причиняли беды и страдания соборной Церкви Христовой и безчисленное множество православных отвлекли в свои ереси. Затем присовоку­пил, говоря: и   «проповестся сие Евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком, и тогда приидет кончина»  (Мф. 24, 14). Для чего же  «проповестся во свидетельство?»

   — Чтобы услышавшие и уверовавшие спаслись, а не уверовавшие были бы осуждены праведным судом, как не имеющие никакого оправдания своего неверия. А что Евангелие царствия Божия давно уже проповедано по всей вселенной, — достоверный свидетель тому божественный апостол Павел, который говорит о прочих апостолах к осуждению неверующих иудеев:  «но глаголю: еда не слышаша?» Нет, слышали, ибо «во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Рим. 10, 18), то есть апостолов Христовых. Затем, после того, как предсказал им будущее омрачение светил, падение звезд и что силы небесные подвигнутся, — представляет им время кончины века и Своего пришествия приточным примером, говоря: «от смоковницы же научитеся притчи», то есть, научитесь тому, что я ныне говорю вам гадательно: «егда уже ваия ея будут млада (мягки)  «и листвие прозябнет, ведите, яко близ есть жатва. Тако и вы, егда увидите сия вся, ведите, яко близ есть, при дверех», то есть, кончина века. Говоря о смоковнице, Владыка, как мне представляется, разумеет не это чувственное плодоносное дерево; ибо ветви этого дерева в течете всего лета бывают мягки, приносят плод и произрастают лист. Но смоковницею таинственно Он называет распространившуюся по всей вселенной святую соборную и апостольскую Церковь Свою; плодоносною же ветвию — учительное слово, или евангельскую проповедь, которою находящиеся повсюду благочестивые просвещаются и научаются от предстоятелей Церкви Христовой — архиереев, посредством чего эта мысленная смоковница становится плодоносною своему небесному Садоделателю и за то приемлет всегда духовное благословение свыше и постоянно преуспевает на лучшее. Если же ветвь эта будет мягка, то есть, учительное слово не будет иметь твердости и неуклонности не взирая на лица, по слову божественного апостола, который говорит:  «обличи, запрети, умоли, настой благовремение и безвременне, дело благовестника сотвори»  (2Тим. 4, 2-5): то ветви ея будут произращать одни только листья, то есть, будет безплодие благих дел, правильнее же сказать, презрение и преслушание евангельских Божиих заповедей, по причине полного небрежения пастырей, и не будет принимать свыше благословения духовного, а напротив, услышит:  «посецы ю, векую и землю упражняет»  (Лк. 13, 7), также:  «да николиже от тебе плода будет во веки»  (Мф. 21, 19). В какое же другое время ветвь этой таинственной божественной смоковницы была более мягка и более произрастала листвие, чем теперь, когда нет никого прилежно учащего и вразумляющего безчинных, утешающего малодушных, заступающего немощных и заботящегося о них, нет никого, кто обличал бы противящихся слову благочестия, кто запретил бы безстыдникам, кто обратил бы заблудших от истины и честного жительства христианского; нет никого, кто бы ради совершенного смиренномудрия уклонился от священнических санов, или кто бы поискал этих санов по божественной ревности, чтобы исправить людей беззаконнующих безчинствующих. А напротив, найдешь ныне много дерзающих на это. Все готовы купить эти саны, чтобы пожить всегда в отраде, в славе и во всяком покое. Нынешнему времени наиболее приличествует божественное изречение: «вси уклонишася», то есть, уклонились от спасительного пути евангельских заповедей и апостольских и отеческих преданий,  «вкупе непотребни быша»  (Пс. 52, 4), то есть соделались непотребными и по жизни, и по словам, и по делам. А что следует за сим, о том я умолчу, щадя негодующих против слова и дерзновения и ревности по истине. О, как возможет кто-либо  достойно оплакать то помрачение, в которое пришел род наш!  «Окрест нечестивии ходят»  (Пс. 11, 9) как   «львы рыкающе»  (Иез. 22, 25), которые всяким способом прельщают и похищают от Бога благочестивых и приносят их отцу своему — диаволу, в дар, ему весьма любезный. Пастыри же наши соделались безчувственнейшими самых камней, считая для себя достаточным к ответу во время испытания то, что они возмогли спасти самих себя. Они добровольно презирают и не понимают божественного гласа, который говорит:  «Аз есмь пастырь добрый; пастырь добрый душу свою полагает за овцы, а наемник, иже несть пастырь, видит волка грядуща издалека, и оставляет овцы и бегает» потому что, он наемник, «и нерадит о овцах, и волк расхитит их и распудит овцы», кровь которых, говорит, взыщу от руки пастырей. Страшна эта вам угроза, о честнейшие пастыри, и полна всякого ужаса! Послушайте и блаженного апостола Павла, который ясно говорит о вас и об ответе, какой должны вы будете дать неподкупному Судии:  «бpатие, — говорит, — повинуйтеся наставником вашим», послушайте же, почему велит повиноваться: «тии бо бдят, — говорит, —  «о душах ваших, яко слово воздати хотяще» о вас (Евр. 13, 17).

   Но возвратимся опять к предлежащему. Предсказанное божественным апостолом отпадение народов от евангельской проповеди в разные богомерзкие ереси и к богоборному нечестию агарянского потомства, частью уже сбылось, а частию видим ежедневно сбывающимся; также видим, что ветвь таинственной смоковницы соделалась мягкою паче елея, как говорится в пророчестве, и приносит не плоды, как прежде, а листвие. Видя это, чего другого будем ждать, как не кончины всего, по божественному Писанию. В особенности видим, что агарянское мучительство, начавшееся от времен царя Ираклия, большую часть и лучшие страны вселенной покорило себе и постоянно покоряет попущением непостижимых судеб Божиих, царство же православных царей разделилось на многие части и уже много лет разорено агарянами, не получая ниоткуда никакой помощи. Напротив, остатки западной Римской державы, разделившись на многие королевства и государства, живут постоянно во вражде между собою, и короли западные воюют друг против друга, подобно прежним нашим европейским царям, государям и князьям, грекам, болгарам и сербам, коих всех вообще истребил, по попущению свыше, злой и безбожный измаильтянин. И исполнилось апостольское слово, говорящее:  «аще же друг друга снедаете и угрызаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете»  (Гал. 5, 15). Тоже самое определяет и божественный глас Владыки, говоря:  «всяко царство, раздльшееся на ся, запустеет»  (Мф. 12, 25). Ибо, как взаимный многих людей друг с другом мир по Богу и единомыслие вселяет и удерживает в них самого Христа, Который есть самый Мир, Который растит и благословляет и умножает их, по божественному изречению, Которое говорит:  «идеже бо еста два или тpие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их»  (Мф. 18, 20), так, если многие находятся в разногласии и борьбе друг против друга по причине гордости, властолюбия и сребролюбия, то это настроение вселяет в них самого богоборца и человекоубийцу — диавола, и они, невидимо предводительствуемые им, не перестают уже с ожесточением воевать друг против друга, как дикие звери, пока не будут одни другими окончательно истреблены. Все это так было и так совершается ежедневно по непостижимым судьбам Божиим. Поэтому, хорошо и спасительно для нас, и самому Вышнему благоприятно отвергнуть нам от мыслей наших всякое разслабление и пагубное для души отчаяние, а в особенности — льстящие нас суетные надежды, по которым мы ждем, что опять по прежнему устроится царская держава в Константинополе, но следует нам воспрянуть от многолетнего сна великого нашего нерадения и небрежения, повинуясь слову проповедника, который говорит:  «братие, во всякой премудрости ходите ко внешними, искупующе время, яко дние лукави суть»  (Еф. 5, 16). И опять он же:  «нощь убо прейде»  (Рим. 13, 12), то есть, многолетняя оная тьма прелести лукавых бесов, владевшая родом человеческим до самого пришествия во плоти Господа нашего Иисуса Xpиста, миновала и окончательно исчезла явлением Присносущного Живота и Света, о   «день приближися»  (Рим. 13, 12), то есть, настал невечерний светлейший свет непогрешительного боговедения, когда возсияло разумное Солнце правды, и распространился по всей вселенной и просветил ее. Поэтому,  «отложим, — говорит, — дела темная»  (Рим. 13, 12),  «яже суть… блуд, прелюбодеяние», всякая  «нечистота» плотская,  «студодеяние», неправда, лихоимание и всякое преслушание и преступление божественных заповедей Xpиста Спасителя (Гал. 5, 19). Делами же тьмы нарицает их не потому, что они совершаются во тьме, — и днем творят блуд, крадут и разными другими способами беззаконничают люди, — но потому, что они предают нас, делателей своих, вечной преисподней тьме.  «И облечемся, — говорит, — во оружие света»  (Рим. 13, 12), то есть, в главные четыре душевные добродетели, которые суть (Прем. 8, 7): правый  «разум, правда, мужество» — не то, которое низлагает тела и разоряет городские крепости, но душевная сила и терпение при наносимых нам от бесов и лукавых людей различных напастях и приключениях, —  «и целомудрие», сохраняющее нас во всякой святыни и преподобии и присоединяющее нас самим святым ангелам; также и в другие, рождающиеся от них добрые дела: в воздержание, кротость, смиренномудрие, веру, надежду, любовь, которая есть исполнение всего закона. Вооружившись такими духовными орудями, ополчимся против нечестия безбожных агарян, начальником и изобретателем которого есть сам доброненавистник и богомерзкий диавол, который всецело вселился в скверного Магомета. Не будем обманываться и ужасаться их счастием, знатными победами и (внешним) преуспеянием: не в этом и подобном сему заключается и познается истина веры во Xpиста Бога. Много славнее и удивительнее их и счастливее в знаменитых победах были — Александр Македонский и кесарь Август, который был властителем всей вообще вселенной, также и бывшие после него цари римские; но из этого не следует, что они были благочестивы, ибо были они служителями лукавых бесов и их идолов. Гонители Xpиста суть звери, как и нынешний скверный Магомет, который всяким способом гонит нас и порабощает себе, но это совершается по попущению Божию, за грехи наши, а не по причине какого-либо его благоверия. Никак не будем так понимать: ибо как может быть признан благочестивым тот, кто Самого Бога, пославшего Единородного Своего Сына Иисуса Xpиста, отметается, как возвещает божественный глас, говоря:  «иже не чтит Сына, не чтит Отца, пославшаго Его»  (Ин. 5, 23), то есть, отметающийся Сына, отметается и Отца, пославшего Его, и спасительные Его заповеди извращающий — Самого Христа не Сыном Божиим и не Богом исповедует, но признает и называет рабом и созданием Божиим.

   Итак, не за какое-либо свое благочестие он возвысился на такую высоту земной славы и постоянно возвышается, как и вышеупомянутые еллинские и римские цари не по этой причине возвысились, но совершается это по неизследованным и непостижимым судьбам Божиим, Который премудро сотворил и управляет всем видимым и невидимым. Не будем же, Господа ради, ужасаться этим, или скорбеть о том, что столько уже лет находимся в порабощении у них и нет еще нам ниоткуда никакого заступления, ни помощи, и не будем считать себя оставленными Богом, Спасителем нашим. Ведь и прежде нас бывшие xpистиане, находясь в течение 318 лет под властию христоборцев-мучителей: еллинов, римлян и иудеев и будучи ими гонимы и всячески истязуемы и обижаемы, не скорбели, и не падали духом, а напротив радовались и веселились, что за Xpиста и за веру в Него терпят гонения, и что тела их изнуряются всякими муками. Они укрепляли себя верою в Него и любовию и утверждались надеждою, помня с твердою и несомненною верою обетования Господа и Бога нашего Иисуса Христа, говорящего:  «блажени изгнаны правды ради: яко тех есть царствие небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всякь зол глагол, на вы лжуще Мене ради; радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех»  (Мф. 5:10-12). Также разумели и завещание блаженного Иакова, брата Господня, который говорит:  «всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна»  (Иак. 1, 2); держась этих божественных обещаний, блаженнейшие прежние христиане, будучи гонимы нечестивыми, различно мучимы и терзаемы и лишаемы своих имений и стяжаний, не скорбели, а напротив, благодарили Христа Спасителя за то, что сподобил их так страдать за Божественную Его славу. За то и Христос взаимно прославил их не только на небесах, соделав их равными святым ангелам и увенчав венцами неувядаемой славы, но еще и на земле прославил честные их мощи подаянием всяких исцелений и разными дивными чудесами. Так и обещал Сам Бог и Владыка их чрез пророка Своего, говоря:  «прославляющия Мя прославлю»  (1Цар. 2, 30), а безчествующие Меня обезчестятся. Но и духовное песнопение задолго возгласило о них:  «Мне же зело честни быша друзи Твои, — Боже, зело утвердишася владычествия их; изочту их, и паче песка умножатся»  (Пс. 138, 17). Поэтому, и мы, братия, как потомки тех блаженных и наследники их веры во Xpиста, истинного Бога нашего, будучи также участниками тех же поношений и скорбей, какие терпели они, — не станем сетовать и падать духом, будучи гонимы нечестивыми и различным образом оскорбляемы за веру во Xpиста. Но, подражая теплоте веры во Христа, горячей любви и желанию вечных благ тех равноангельных мужей, будем всею душею радоваться и веселиться и благодарить Спасителя Xpиста за все наши страдания, какие мы терпим ради славы святого и поклоняемого имени Его. Послушаем верховного апостола говорящего:  «возлюблении.., понеже приобщаетеся Христовым страстем, радуйтеся, яко да и в явление славы Его возрадуетеся веселящеся. Аще укоряеми бываете о имени Xpистoве, блажени есте: яко славы и Божий Дух на вас почивает»  (1Петр. 4, 12-14). Скажем и мы совместно с теми, которые подобно нам, праведными судьбами общего Владыки преданы скорбям:  «сия вся пpиидoша на ны, и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем, и не отступи вспять сердце наше; яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная. Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения. Востани, вскую спи?ши Господи; воскресни, и не отрини до конца. Вскую лице Твое отвращаеши, забываеши нищету нашу, и скорбь нашу; яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша. Воскресни Господи, помози нам, и избави нас имени ради Твоего»  (Пс. 43, 18-20, 23-27). Прославим же Его на земле всякими праведными делами, похвальным жительством и терпением наносимых нам скорбей, чтобы и Он с своей стороны прославил нас на небесах. Недалеко отстоим мы от мученических подвигов и венцов, но находимся на самом поприще исповедания за Xpиста, если право мудрствуем. Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное, и никто, сидя и дремля, не одерживает победы, как говорит святый Василий Великий. И святый апостол Павел говорит: никто  «не венчается, аще не законно мучен будеть»  (2Тим. 2, 5).  «Се: ныне время благоприятно, се ныне день спасения»  (2Кор. 6, 2).  «бpатие, не дети бывайте умы, — сказал божественный апостол, — но злобою младенствуйте, умы же совершени бывай­те»  (1Кор. 14, 20). Сподобиться бы и нам совершенства тех блаженнейших мужей, их неувядаемой славы и венцов, о Xpисте Иисусе, Господе нашем, Которому подо­бает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Всесвятым и Преблагим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

01.07.2015, 1232 просмотра.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*
Адрес Собора Михаила Архангела:
г. Железногорск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 31,
тел. +7 (3919) 74-02-33
Посмотреть на карте
Адрес Красноярской епархии:
г. Красноярск, ул. Горького, 27,
тел.+7 (391) 211-82-69
Посмотреть на карте
Реабилитационный центр для наркозависимых:
+7 (391) 29-257-29 или +7 (391) 29-767-23
Посмотреть на карте

Собор Михаила Архангела

Красноярская епархия

Реабилитационный центр для наркозависимых