"Схождение" Благодатного огня или Чудоверие [+видео]

Благодатный огонь греческой и армянской традициях — Святой Свет, греч. Ἅγιο Φῶ, арм. Սուրբ Լույս) — огонь, выносимый из Гроба Господня на особом богослужении, совершаемом ежегодно в Великую субботу, накануне празднования Пасхи по юлианскому календарю в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вынос пасхального огня символизирует выход из Гроба «Света Истинного», то есть воскресшего Иисуса Христа.

В российских СМИ некоторых СМИ стран СНГ) распространено освещение события вокруг Благодатного огня, как «схождение» Благодатного огня. В связи с чем появляются и в среде верующих очень серьезные разногласия между людьми, которые верят в некое происходящее «чудо» самовозгорания свеч, и людьми, которые понимают, что никакого «чуда» в плане/понятии волшебства, как самовозгорания, на самом деле не происходит.

Протодиакон Андрей Кураев о благодатном огне ещё в 2008 году высказался вполне точно, кратко и понятно: «Не менее откровенным был и его (Иерусалимского патриарха Феофила) ответ о Благодатном огне: «Эта церемония является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о Воскресении от кувуклии разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог».

Единственное чего не пояснил тогда протодиакон — это то, что зажигалка в кармане патриарха служит лишь некоим запасным инструментом по «добыче» огня, потому что в соответствии с правилами службы свечи зажигаются не от специально, то есть нарочно, спрятанных спичек или зажигалки, а от неугасимой лампады, которую никогда не тушат, огонь в которой постоянно пытаются поддерживать. А вот на случай, если вдруг что-то  произойдет и лампада погаснет — именно для таких целей у патриарха или его помощников должно быть средство «добычи» огня, чтобы не сорвать ни службу, ни, собственно говоря, праздник. 

Что же происходит в храме в тот момент? Как упоминалось ранее Андреем Кураевым: «репрезентация того, как Весть … разошлась по миру». Именно молитвой и через молитву патриарха освящается естественный, природный огонь, когда священство проводит святое богослужение. То есть происходит то же событие, что в случае со святой водой в храмах — освящается в Таинстве. И вот слова Иерусалимского патриарха: «Молитвы [патриарха] имеют силу освятить природный огонь, поскольку существует и огонь сверхъестественный. Здесь мы говорим о природном огне, но молитвы, которые возносит патриарх или архиерей, освящают природный огонь и, следовательно, он имеет благодать Благодатного огня». В связи с приближающимся праздником Пасхи очень не хотелось бы, чтобы появились снова распри о возникновении Благодатного огня. Да, нет в нем никакого волшебства от самовоспламенения, но чудо, как в случае со святой водой, благодатью от благословения на всякое дело — есть. 

Зачем говорят тогда о самовоспламенении? Очень просто: некоторых людей, по большей части священников более рослого уже поколения, так воспитали и научили. В российских и им подобных СМИ в большинстве случаях данную информацию представляют именно волшебством для спекуляций. Да, не все СМИ имеют целью какие-либо злые намерения, существуют журналисты, каналы и директора этих каналов, которые просто верят, и верят искренне, в волшебство, в чудеса, в магию и в прочее подобное. Но представление того, что человечество своими действиями понуждает некое божество низводить огонь с неба на Землю ежегодно — это обычное обрядоверие или чудоверие, которое, к большому сожалению, происходит от невежества и ханжества. 

Получается, что именно такие обрядоверы и становятся наравне с учеными людьми, которые действие Бога в жизни человека пытаются проверить научно и доказать существование Бога «молясь» за контрольную группу больных людей, чтобы проверить: а исцелятся ли они от «молитвы» быстрее или нет. Хотя любому верующему очевидно, что нет. Бог не есть какой-то слуга для человека, не официант, не горничная, который бы по первому щелчку человека прибежал и сделал всё, как некий Джинн, исполняющий желания. Верующий человек осознает, что молитва — это общение с Богом, а не пустой ритуал вычитывания определенных/нужных слов для достижения необходимого человеку результата. Бог — это Личность. Бог — это Истина и Жизнь. А не механизм из ментальных шестеренок, которым просто нужно научиться пользоваться. 

Поэтому оставим разногласися перед Святым Праздником Пасхи. Если даже вы лично знаете людей, которые верят в «самовоспламенение» Благодатного огня, которые подвержены такому материальному восприятию Бога, религии, молитв и они не хотят принимать вразумления, что огонь не самовоспламеняемый по какому-то  волшебству, то не пытайтесь разубедить таких людей. Им тяжело понять более глубинные смыслы происходящего. Вы, если имеете семью и детей, не требуете же у малолетнего ребенка доказательство гипотезы Пуанкаре? Или объяснение общей и специальной теорий относительности каждое утро? Так и в случае с людьми, которым тяжело вместить знания, которые в силу возраста, воспитания или привычек не могут постичь что-то  большее, чем вы — необходимо быть милостивым и прощать людям их слабости. И прежде всего перед таким Святым Праздником как Пасха должно соблюдать мир, согласие, единство во Христе. Поступать снисходительно, с любовью о Христе, а не доказывать даже верную, даже истинную точку зрения — вот первоочередная задача для христианина. Такие люди, что не вмещают в себя большого знания — дети умом. Не мучайте их, а любите ради Бога, ради мира и ради спокойствия, ведь если мы все знаем, все умеем, все переносим, а любви в нас нет, то мы — ничто, по словам апостола Павла. Если же по любви поступите, то тогда поступите правильно, верно. Естественно, что определяющая любовь должна быть для верующего человека о Господе, а не плотская или чувственная, чуждая истинной Любви. Поэтому закончим словами апостола Павла из послании к Галатам: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь  , будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал.6:2-3).


© Коняев Александр

Благодатный огонь, Схождение Благодатного огня, Схождение огня, Чудо, Пасха, Пасха Христова, Великая Суббота25.04.2019, 242 просмотра.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*
Адрес Собора Михаила Архангела:
г. Железногорск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 31,
тел. +7 (3919) 74-02-33
Посмотреть на карте
Адрес Красноярской епархии:
г. Красноярск, ул. Горького, 27,
тел.+7 (391) 211-82-69
Посмотреть на карте
Реабилитационный центр для наркозависимых:
+7 (391) 29-257-29 или +7 (391) 29-767-23
Посмотреть на карте

Собор Михаила Архангела

Красноярская епархия

Реабилитационный центр для наркозависимых