Работа над иконостасом для церкви в селе Сухобузимское

МОЛИТВА – В ОБРАЗАХ И КРАСКАХ

Стройка замерла

Теперь все, кто проезжает или проходит по улице Комсомольской в Сухобузимском, обязательно замедляют движение, когда видят купол строящейся церкви Святого Апостола и Евангелиста Луки. Верующие ждут-не дождутся момента освящения храма.

Но почти всю зиму снег у его стен стоял не тронутым. Стройка замерла. К сожалению, не только по причине холодов.

Поздней осенью, после завершения наружных работ, организаторы строительства стали думать об убранстве церкви. Мониторинг цен в Интернете показал: на интерьер потребуется примерно такая же сумма, как и на возведение здания. А может быть, и больше. Однако средства, собранные благотворительным фондом «Чистые помыслы», к тому времени уже закончились. На счету осталось всего несколько тысяч рублей. Между тем лишь на иконостас, по самым скромным подсчетам, требуется не менее миллиона рублей.

Надо снова обращаться к людям за помощью. Но сколько времени пройдет, пока наберем необходимую сумму? За 2012 год пожертвования на храм составили около миллиона рублей. Причем, сюда не вошли средства, потраченные депутатом Законодательного собрания края генеральным директором Горно-химического комбината г. Железногорска Петром Михайловичем Гавриловым. Он обеспечил самые дорогостоящие операции — строительство фундамента, изготовление и доставку с Урала купола и креста, оплатил стоимость оконных блоков.

Увы, ручеек других пожертвований на народную стройку становился все тоньше и тоньше… Заказывать иконостас было не на что. Мы пришли к неутешительному выводу: возведение храма в Сухобузимском растянется на долгие годы.

Неожиданная новость

В конце января редакция районной газеты «Сельская жизнь» обратилась к Гаврилову с просьбой дать интервью о депутатской деятельности. Отвечая на вопрос корреспондента о том, какие цели он ставит перед собой в нынешнем году, Петр Михайлович вдруг сказал: «В 2013 году главная задача – достроить церковь в Сухобузимском. В конце прошлого года мы распределили зоны ответственности. Я взял на себя изготовление иконостаса».

Для нас это стало новостью. А в ходе разговора еще и выясняется: работы по иконостасу идут полным ходом. Закуплены необходимые материалы, сделан заказ в иконописную мастерскую.

Тогда мы предположили, что иконы пишут в лаврах, епархиальных мастерских или в монастырях где-нибудь в европейской части России. А тут выясняется: не за тридевять земель, а … совсем рядом, в 50 километрах от Сухобузимского, на правом берегу Енисея.

Во всем есть смысл

На территорию ЗАТО – в город Железногорск — мы, члены благотворительного фонда «Чистые помыслы», и отправились, как только представился случай. Никто из нас не имел ни малейшего представления о том, как пишут иконы.

Миновав контрольно-пропускной пункт, въезжаем в закрытый город. Когда остановились у собора Михаила Архангела, уже по- весеннему пригревало солнышко. Искрился снег, в ярких лучах блистали купола величественного храма, сложенного из красного камня.

Настоятель протоиерей Анатолий Кизюн сначала пригласил нас в храм.

Внутри собора мне довелось побывать несколько лет назад. В ту пору у стен стояли леса, и художники, перемещаясь на немыслимой высоте (не менее 30 метров) по шатким (так казалось) доскам, писали библейские сюжеты. Хотелось понаблюдать за их работой, но как-то неловко было. Тонкая работа требует полной сосредоточенности. Не помешать бы…

И вот теперь можно от души полюбоваться плодами одухотворенного труда. В храме тихо и пустынно. Служба уже прошла. Редкие прихожане безмолвно стоят перед иконами. Как ни странно, мужчин среди них больше. В полумраке мерцают свечи, воздух напоен запахом ладана, у аналоя – живые цветы. Изображения святых словно уносятся в небо: такими высокими кажутся своды.

— Иконостас надо изучать сверху. На этих стенах – все события Священной Истории. Здесь во всем есть смысл. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках, — тихо говорит настоятель.

Подолгу рассматриваем изображения. То ли от созерцания икон, то ли от этого особого воздуха куда-то уходят заботы и мелкие переживания… Не хочется покидать этих стен.

На солнечной стороне

Но время не ждет. Мы поднимаемся по высокой лестнице и оказываемся в небольшой комнате. Она вся залита светом. Небольшое пространство между тремя высокими окнами плотно заставлено досками, мольбертами, чертежами, эскизами. Это и есть иконописная мастерская… Как же мудро поступил отец Анатолий, проведя нас сначала по храму. Еще не вернувшись в обыденность, с благоговеньем разглядываем лики святых, резные деревянные доски. Мы еще не знаем, что все это и есть будущий иконостас сухобузимской церкви.

Уже несколько месяцев трудятся над ним местные художники выпускницы Красноярского художественного училища имени нашего земляка В.И. Сурикова Валентина Черненко и Людмила Алексеева. Они расписывали не только железногорский собор, но и выполняли заказы для других храмов. В свое время епископ Красноярский и Енисейский Антоний ниспослал им благословение и отметил их труды архиерейской грамотой.

Именно им Гаврилов заказывал иконостас для большебалчугской церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Многие сухобузимцы восхищались тем, как органично вписались новые иконы в интерьер памятника деревянного зодчества начала ХХ века.

Но иконостас для новой церкви – это другие образы, иной стиль.

Петр Михайлович здесь во всем полагается на отца Анатолия. Как и все предыдущие пять лет, когда они вместе работали над реставрацией церкви в Большом Балчуге. По просьбе депутата Заксобрания и руководителя Сухобузимского района епархия назначила отца Анатолия куратором строительства сухобузимской церкви. Поэтому-то он и занимается разработкой проекта иконостаса. Не раз приезжал в Сухобузимское, на месте детально изучал архитектурные особенности, внутреннее строение церкви.

А еще становится понятным, что всеми организационными вопросами занимается общественный помощник депутата супруга Петра Михайловича – Любовь Николаевна. Ведь время генерального директора крупнейшего уникального предприятия расписано по минутам, только вечерами, в выходные и праздничные дни он может позволить себе заняться депутатскими делами.

Любовь Николаевна многое сделала для обустройства балчугской церкви, воскресной школы в Железногорске. Теперь, как и отец Анатолий, погружена в заботы о новом храме.

Проект – в формате 3D

Решили исполнить 3-ярусный иконостас в рублевском стиле. Очень важно было выбрать образцы икон (первоисточники), определить их стилистику, цветовую гамму, другие важные детали. На компьютере создали проект 3D в цвете, там видны все элементы.

Параллельно производились столярные работы. При изготовлении иконных досок использовали липу. Подеревщики любят с нею работать:древесина плотная, легкая в обработке. Этот материал привезен в Железногорск с Волгограда, более 10 лет назад.

На лицевой стороне подготовленных иконных досок сделали неглубокую выемку. Это ковчег – место для будущего изображения. Валентина Черненко называет его «ковчежек». По краям получаются поля, они, чуть-чуть возвышаясь, будут обрамлять образ.

Затем доски на несколько раз промазываются жидким горячим клеем, приготовленном на водяной бане. Каждый слой высушивается. На заготовку наклеивается также паволока из редкой льняной или хлопчатобумажной ткани. Если этого не сделать, то цельная доска со временем рассохнется.

В подтверждение художники достают из шкафа покоробленную старинную икону. Видимо, от сырости доску повело, посередине ее прорезает глубокая трещина. Кто-то из прихожан принес образ в храм. К сожалению, неизвестно, из какой он церкви. Может быть, из Большого Балчуга?

Идет работа и в другом помещении мастерской. Молодой художник Яна Машина наносит на поверхность доски слой левкаса. Это специальный грунт. Он состоит из мела и желатина с добавлением меда. Надо тщательно подобрать пропорции, чтобы левкас был не слишком твердый и не слишком мягкий. Предварительно Яна ладонями втирает «молочко» — жидкую, теплую, насыщенную клеем «шпаклевку». Когда поверхность просохнет, собственно и начинается левкашение. Точными, выверенными движениями художник резиновым шпателем ровняет раствор. Чем тоньше и ровнее наносимые слои, тем лучше сохраняется левкас, а значит и сама икона. После просушки вручную, долго и тщательно шлифует поверхность. И так 7-8 раз. Малейшая не видимая глазу песчинка или волосок могут испортить золото.

Золото в церкви – и цвет и свет

Белые, с идеально ровной поверхностью, словно отполированные доски поступают к иконописцам. У них к этому времени уже готовы контурные рисунки икон, выполненные на тонкой бумаге или кальке. По сверкающему грунту делается первая прорисовка изображений. Затем вторая, более подробная.

Фон икон большебалчугской церкви написан красками. Позолочены только ореолы. В деревенских храмах редко применяли золото, потому что оно во все времена было дорогим материалом. Во многих современных церквах для фона икон используются красный, зеленый, желтый цвета.

Но для иконостаса сухобузимской церкви было решено использовать сусальное золото. Как пояснил отец Анатолий, не просто для улучшения декоративных качеств. Золото в церкви – и цвет, и свет. Как самый драгоценный в мире металл, оно служит выражением принадлежности к миру вечных ценностей. Означает сияние Божественной славы.

За золотом Любовь Николаевна Гаврилова специально ездила в Москву. Приобрела его в одном из художественных салонов. В первый раз она привезла 11 книжечек. В каждой по 60 тончайших листиков, размером 91,5х 91,5 миллиметра. Их выпускает Московский завод по обработке специальных сплавов. Когда Людмила Алексеева по нашей просьбе открыла один из конвертиков, от одного только дыхания листик на глазах скукожился. Сразу понимаешь, какая кропотливая и тонкая работа — золотить иконы.

Сначала надо несколькими слоями нанести лак полимент. Поверхность доски смачивается водкой. Мастер с помощью тонкой промасленной кисти, буквально не дыша, быстро приклеивает на нее кусочек золота. От вздоха и даже от движения пролетающий мимо мухи листик улетит – не поймаешь.

У двух икон фон вызолочен полностью. Пользуясь случаем, художники заказывают Любови Николаевне очередную партию золотых пластинок. А заодно просят привезти из столицы и специальный бесцветный лак. На последнем этапе им будут покрыты готовые иконы для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды.

Как и много веков назад

Мастера не любят показывать незавершенные работы. Тем более – иконописцы. Ведь письмо для них не просто живопись. Говорят икона это молитва иконописца.

Но для нас художники делают исключение. Возможно, по просьбе отца Анатолия. И я торопливо щелкаю затвором фотоаппарата. В основном здесь эскизы будущих икон — Спасителя, Богоматери, Святого Апостола Луки… Но на двух уже нанесен красочный слой. Пока только два цвета – вишневый и синий. Ими пишутся одежды Спасителя и Богоматери. Хитон Христа — красного точнее вишневого, как в Большом Балчуге) цвета. Он символизирует земную, человеческую природу, кровь, мученичество, в то же время это и царский цвет. Синий цвет гиматия передает начало божественное, небесное. У Богородицы обратный порядок – одеяние синего цвета, поверх него – вишневый плат.

Художники работают одновременно на обоих полотнах. Оказывается, у них тоже существует разделение труда: Валентина пишет личное (лики) а Людмила – одежды святых, все другие участки доличного. Поэтому иконы не отличаются по манере письма. Как сказали бы специалисты — одна рука.

Есть золото, значит должны быть и дорогие краски, скорее всего импортные. Ведь даже в квартирах мы теперь красим «тикуриллой». Но что-то не видно красивых упаковок. Все полочки в мастерской уставлены невзрачными пластиковыми баночками из-под сметаны. Спрашиваем:

— А какие краски вы используете?

— Только натуральные.

-?

Видя наше недоумение, Валентина насыпает на матовое стекло желтую охру и начинает растирать ее камнем. Так делали живописцы много веков назад. В древности применяли натуральные пигменты, растворенные в темпере — эмульсии из яичного желтка, сухого виноградного вина и воды. Поэтому старинные иконы не подвластны разрушающему воздействию времени. Их немеркнущие краски еще долго будут восхищать людей.

Следуя канонам

Ничего не изменилось. Так же мешают пигменты в начале ХХ1 века и здесь, в Железногорске. И это при том, что в художественных салонах изобилие готовых форм любых оттенков.

Всю зиму наши художники толкли в ступке камни. С осени запасли охру разных оттенков, сенаденит, ультрамарин, глауконат, другие полудрагоценные камни и минералы.

Самодельными красками работать трудно: они быстро сохнут и меняются в цвете при высыхании. Но зато обладают богатым колоритом, необычайной прочностью, не выцветают под воздействием света. Самое же главное — натуральные краски придают иконе неповторимое свечение.

Традиции и устоявшиеся приемы сохраняются и при написании образов. Техника исполнения иконы отточена еще в древности. Со временем был выработан иконописный канон, который неукоснительно соблюдается и нашими героями.

Воздушные кружева

В мастерской мы увидели немало резных дощечек. Для декорирования иконостаса авторы проекта решили применить элементы резьбы по дереву. При соборе Михаила Архангела имелись запасы кедровой доски 15-летней выдержки. Из полотен толщиной 50 миллиметров нарезали брусочки, обработали их надлежащим образом. Долго искали резчика по дереву. В Сухобузимском есть прекрасный мастер, он так искусно и богато украсил деревянными кружевами свой дом, что теперь это строение – одна из достопримечательностей райцентра. Благотворительный фонд обращался к автору с просьбой выпилить украшение для иконостаса церкви. Но он не решился взяться за столь многотрудную работу. Поиски другого мастера тоже ни к чему не привели.

Более глубокий мониторинг рынка вывел на железногорскую компанию «Город», обладающую оборудованием, способным вырезать любой рисунок даже на металле. Узоры оцифровали и передали мастерам. Те с удовольствием приняли заказ…

Любовь Николаевна организовала для нас экскурсию и в эту мастерскую. Оператор Сергей Изунов продемонстрировал нам процесс резьбы. Сначала включил компьютер, где в специальной программе сохранены образцы.

Когда на мониторе появился знакомый нам рисунок, отправил файл на числовое программное устройство. И крошечная фреза на наших глазах стала высверливать углубления в деревянной дощечке. Через несколько минут стали видны очертания узора.

Стопка готовых «кружев» уже сложена на столе. Сотрудники компании признаются, что еще не приходилось выполнять заказ для церкви. Им очень хочется увидеть плоды своего труда в новом храме. Обещают:

— Обязательно приедем в Сухобузимское.

Нам тоже пора в дорогу. На обратном пути живо обсуждаем увиденное. Теперь совсем другими глазами будешь смотреть на убранство церкви, понимая, сколько труда, любви к Богу вложено в каждый миллиметр.

На душе радость: строительство церкви вовсе и не остановилось. Благодаря депутату Гаврилову и подобранной им команде оно набирает темпы. Придет время, и написанные в Железногорске иконы обретут свое место в нашем храме, чтобы пробуждать в людях духовные чувства.

Ольга ВАВИЛЕНКО

Собор, Икона19.04.2013, 1027 просмотров.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*
Адрес Собора Михаила Архангела:
г. Железногорск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 31,
тел. +7 (3919) 74-02-33
Посмотреть на карте
Адрес Красноярской епархии:
г. Красноярск, ул. Горького, 27,
тел.+7 (391) 211-82-69
Посмотреть на карте
Реабилитационный центр для наркозависимых:
+7 (391) 29-257-29 или +7 (391) 29-767-23
Посмотреть на карте

Собор Михаила Архангела

Красноярская епархия

Реабилитационный центр для наркозависимых