Неделя 24-я по Пятидесятнице

Толкование на АПОСТОЛ

Еф. II:14-22 (зач. 221)

Еф.2:14. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно

Ибо прежде вочеловечения Слова была великая вражда между обрезанием и необрезанием; а теперь мы примирились, став единой верой. Ибо теперь мы называемся уже не обрезанием и необрезанием, но одно имеем знамение – веру. Представь себе: два человека, один раб, другой усыновленный; тот и другой нанесли оскорбление одному и тому же лицу: один – сделав поступок, достойный лишения сыновства, другой – убежав; потом оба они сделаны наследниками и приближенными. И вот они удостоились одинаковой чести и два стали едино. Точно так же язычники и израильтяне оказались преступниками: те как рабы, а израильтяне – как сыны. Итак, что же? Неужели важное дело иметь общение с израильтянами? Ты возвел нас на небеса, и вот теперь указываешь на это, как на нечто важное? Да, говорит: то должно воспринимать верой, а это самыми делами. Впрочем, не то говорит, что привел нас к достоинству израильтян, а то, что и нас, и их возвел в лучшее состояние. Однако благодеяние к нам выше, потому что тем обещал, а нам не обещал, и мы были вдали, как указывает вышеприведенный пример.

и разрушивший стоявшую посреди преграду,

Еф.2:15. упразднив вражду Плотию Своею,

Объясняет, в чем состояла преграда, и говорит: во вражде к Богу и язычников, и иудеев, – во вражде, которая происходила, от наших преступлений, как и пророк говорит: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом» (Ис.59:2). Итак, эту преграду, вражду, Он разрушил Своею Плотию. Каким образом? Положив во плоти конец вражде. Ибо, так как Он соединил плоть с Божеством, ясно, что совершил примирение, ибо два естества соединились и сочетались между собой. А с другой стороны, Он разрушил вражду и тем, что явился безгрешным и исполнил весь закон. Ибо закон был оградой, то есть дан для безопасности, чтобы ограждать; а при нарушении он создает преграду – грех, чрез который мы не в безопасности остаемся, а удаляемся от Бога.

а закон заповедей учением,

Дабы кто не сказал: что же, если мы освободившись от прежнего нарушения закона, опять вынуждены соблюдать его? – он говорит, что и его упразднил. Ибо, дав нам закон для утверждения нас, вместо того, чтобы наказать нас, когда мы его не соблюли, Он совсем отменил закон, подобно тому, как если бы кто, поручив ребенка воспитателю, когда он не повиновался, взял его от воспитателя. «Законом» же  «заповедей» называет его, потому что он был устроителем жизненного порядка; а веру называет «учением», потому что она устанавливается чрез учение или догматы. Поэтому апостол как бы так сказал: вместо жизни Он ввел веру. Ибо получили мы оправдание не вследствие заповедей, определявших делать то или другое, но  «если уверуешь сердцем и исповедуешь устами, спасешься» (ср. Рим.10:9). Или же называет учением запретительные заповеди Господни, именно: «а Я говорю вам: не клянись вовсе» (Мф.5:34), или  «не гневаться» (Ис.54:9) и тому подобное.

дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека,

Не сделал эллина иудеем, но обоих возвел в лучшее состояние. И не сказал: переменить, но: «создать», – дабы сильнее выразить свою мысль, и то, что затем от естественных дел нам отступать не должно. «В Себе» ν έαυτω) же сказано или вместо «чрез Себя Самого» (δι έαυτου), потому что не другой кто-нибудь  сделал это, но Сам, как бы расплавив иудея и язычника, создал одного нового и дивного человека. Или это значит, что Он Сам первый представил образец и пример, Сам явился наперед тем, чем соделал тех (эллинов и иудеев); и что стал посредине между обоими, держа, с одной стороны – эллина, с другой – иудея, смешав их и удалив все враждебное, сверхъестественно воссоздал посредством огня и воды. Итак, в человеческой природе, которую Он принял, в природе общей и язычнику, и иудею и принятой ради обоих, – в ней-то, освобожденной от всякого тления и ветхости, Он создал двух в единого нового человека, свободного от греховной дряхлости и неправды. И тот, и другой характеризуется уже не своими собственными качествами, но обоих характеризует свойство единого человека, созданного по образу Христа. Но еще лучше поймешь эти слова, если мысленно представишь Господа краеугольным камнем, а сих двоих построенными на Нем стенами;

устрояя мир,

И в отношении друг к другу (иудей ведь тогда сближается с язычником, когда становится верным), но особенно к Богу, что и важнее, как показывает ниже.

Еф.2:16. и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста,

Не сказал: умирить (καταλλάξη), но – «примирить» ποκαταλλάξη), то есть снова примирить, показывая, что и в древности посредством закона человеческое естество было примиряемо с Богом, но затем, так как чрез преступление закона вражда еще более усилилась, то оно опять возымело нужду в примирении с Богом, которое, как окончательное, справедливо и называется примирением ποκαταλλαγ). «В едином теле» – то есть в Своем. Ибо должное нам наказание Сам подъял чрез крест, что и выше сказал: «Плотию». И опять двоих создаст в Себе. А по мнению некоторых, «в едином теле» значит то, что обоих ставших как бы единым телом, которому Он есть глава, примирил с Богом.

убив вражду на нем

Не сказал: разрушив, но сильнее – «убив», чтобы она уже не восставала. Каким же образом после этого опять возникает вражда? Она никогда не восстает, но рождает другую, потому что опять грешишь. «В нем» же – или в кресте, или в теле Своем. Ибо вражду Он убил и на кресте, и в Своем теле, в котором и подъял крест.

Еф.2:17. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,

Не другого послал, но Сам пришел, явившись в положении слуги и раба, и «благовествовал мир», – к Богу, без сомнения: «дальним» – язычникам и  «ближним» – иудеям, так как эти более близкими казались Богу. И Христос ведь говорил: «мир оставляю вам» (Ин.14:27); мужайтесь: «Я победил мир» (Ин.16:33), и еще: «Отец Мой возлюбит вас» (Ин.14:23), и: «все, чего будете просить, будет вам» (Мк.11:24). А это все – признаки, мира.

Еф.2:18. потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

Своею смертью уничтожил гнев и потом сделал нас любезными Отцу чрез Духа, облагодатствовав нас одинаковой благодатью. Потому что не даровал им – более, как близким, а нам – меньше, как дальним; но в едином Духе обоим даровал единую благодать и таким образом привел к Отцу. Или «в» употреблено вместо «чрез», и тогда смысл был бы такой: чрез Него и Духа приведены мы к Отцу.

Еф.2:19. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым.»

Так как Сын пребывает вовек, то те, которые не улучат вышнего града, суть странники и пришельцы. Но мы – не таковы теперь, а сограждане святых; не просто иудеев, а святых их – патриархов и пророков, и приписаны к тому же самому граду, граду, находящемуся на небе, вечному, которого и те усиленно искали.

и свои Богу,

Чего те едва достигли посредством великих трудов, то мы получили чрез благодать, став своими (домашними) Богу. Вот упование нашего призвания: ибо в той именно надежде мы призваны, чтобы получить сие.

Еф.2:20. быв утверждены на основании Апостолов и пророков,

Желая показать тесное единение язычников с пророками и апостолами, говорит: «быв утверждены», как бы говоря: основанием служат пророки и апостолы, а вы дополнили остальную постройку, так что все составили один Божий храм. Это и значит быть надстроенными поверх патриархов и пророков, что в другом месте он называет привитием (Рим.11:19). Апостолов по­ставил в начало, хотя они по времени были последние.

имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,

Все держит на Себе Христос. Ибо краеугольный камень поддерживает и стены, и основания. И заметь: иногда он называет Его свыше содержащим все, в каковом случае нарицает Его главой, иногда же снизу носящим на Себе все здание, подобно краеугольному камню; а иногда называет и самим основанием.

Еф.2:21. на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,

На краеугольном, говорит, камне, то есть Христе, все здание, именно – все верующие, соединенные органически и безраздельно, растут и восполняются, чтобы стать храмами Божиими. «И поставлю жилище Мое среди вас», говорит, «и буду ходить среди вас» (Лев.26:11–12). Ибо и вообще Церковь κκλησία), то есть собрание всех верующих, есть храм Божий, и в частности каждый человек. «В Господе» же сказано вместо – благодатью Господа, а не нашими трудами. А словом «слагаясь» показывает, что не иначе можем сложиться в храм Божий, как ведя такую жизнь, которая соответствует краеугольному камню.

Еф.2:22. на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

И все верующие созидаются в Нем, и вы также, ефесяне, чтобы быть жилищем Божиим в Духе, то есть чрез содействие Духа. Или же  «Духом» сказал в противоположность чувственному строению, как бы говоря: жилище Божие духовное. Такое созидание и совершается до второго пришествия чрез верующих.


Толкование на ЕВАНГЕЛИЕ

Лк. VIII:26-39 (зач. 38)

Лк.8:26. И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Лк.8:27. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

Лк.8:28. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

Смотри: бес одержим двумя страстями злобы: дерзостью и страхом. Ибо слова: «что Тебе до меня» свойственны дерзкому и бесстыдному рабу, а  «умоляю Тебя» – боязливому. Живет он в  «гробах», с намерением вложить людям лукавую мысль, что души умерших становятся бесами.

Лк.8:29. Ибо: Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

Лк.8:30. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него.

Лк.8:31. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

Лк.8:32. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и: бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

Лк.8:33. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Бесы просят о том, чтоб им не повелено было «идти в бездну», но позволено еще пожить на земле. Господь позволяет им быть на земле, чтобы они, нападая на людей, делали их более славными. Ибо если бы не было противоборствующих, не было бы и подвигов, а если бы не было подвигов, не было бы и венцов.

Знай и более переносный смысл. Кто имеет в себе бесов, то есть бесовские дела, тот не надевает на себя одежды, то есть не имеет одежды крещения и не живет в дому, то есть в церкви, ибо недостоин входить в церковь, но живет «в гробах», то есть в местах мертвых дел, например, в домах непотребных, в мытницах (таможнях). Ибо такие дома суть вместилища злобы.

Лк.8:34. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

Лк.8:35. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

Лк.8:36. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

Лк.8:37. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

Лк.8:38. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

Лк.8:39. возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Бегство пастухов было для гадаринцев поводом к спасению; но они не уразумели. Им должно было удивиться силе Спасителя и уверовать в Него, а они, сказано, просили, то есть умоляли Иисуса отойти от них. Ибо они боялись, чтобы еще не потерпеть какого-нибудь другого убытка, подобно тому, как они лишились свиней. Но получивший исцеление представляет непререкаемое доказательство исцеления. Он стал настолько здоров умом, что познал Иисуса и просил Его, чтобы быть с Ним. Вероятно, он боялся, чтобы, по удалении от Иисуса, ему снова не попасть во власть бесов. Но Господь, показывая ему, что он и не будучи с Иисусом, но покрываемый Его благодатью, может быть выше бесовских сетей, говорит ему: «возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог». Не сказал: «что Я сотворил тебе», чтобы нам подать образец смиренномудрия и чтобы мы всякое счастливо совершенное дело относили к Богу. Но исцеленный был настолько благоразумен, что рассказывал о том, что сделал ему  «Иисус». Хотя Господь заповедал ему рассказывать о том, что сотворил ему  «Бог», а он рассказывает, что сделал ему  «Иисус». Итак, и нам, когда сделаем кому-нибудь  добро, не должно желать проповедания об оном; а тот, кому сделано добро, должен возвещать о нем, хотя бы мы и не желали сего.


Блаженный Феофилакт Болгарский

Изучение Писания, Толкование Евангелия, Толкование на Апостол, Толкование Писания11.11.2018, 878 просмотров.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*
Адрес Собора Михаила Архангела:
г. Железногорск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 31,
тел. +7 (3919) 74-02-33
Посмотреть на карте
Адрес Красноярской епархии:
г. Красноярск, ул. Горького, 27,
тел.+7 (391) 211-82-69
Посмотреть на карте
Реабилитационный центр для наркозависимых:
+7 (391) 29-257-29 или +7 (391) 29-767-23
Посмотреть на карте

Собор Михаила Архангела

Красноярская епархия

Реабилитационный центр для наркозависимых