Святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Маловерие и холодность христиан к Иисусу Христу"

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,
по глаголу Твоему, с миром: яко видесте
очи мои спасение Твое (Лк.2:29)

Так возгласил, пред исходом жизни своей святый старец Симеон, взяв на руки сорокадневного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, Которого по обычаю закона, сохраняющегося и у нас, принесла Пресвятая Дева Мария во храм. Радостно держал он на руках своих Содержащего всю тварь; радостно смотрел старец Симеон на близкую кончину свою, потому что на руках своих видел Того, Кто обнадеживал его в безопасности и блаженной жизни и по смерти.

Но не завидуем тебе, старче праведный! Мы сами имеем твое счастье, — поднять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, братия, чая Его, — и не один раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные, что я говорю о причащении животворящих Таин тела и крови Христовой? — Да, мы имеем большее счастье, чем св. Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Жизнодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа в последствии времени, во вся дни до скончания века (Мф.28:20), будут поднимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем. Не на руках только, говорю, потому что священннослужащие, совершающие Божественную литургию, и на руках своих подъемлют Его во время каждой литургии дланями своими, а потом — о, безмерная милость — заключают Его в объятиях сердца своего! О, Иисусе, Сыне Божий, бездна благости и щедрот! Как Ты не опаляешь нас нечистых сердцем и устами, всегда недостойных Твоих пречистых и животворящих Таин? Но, что я говорю? Ты и опаляешь наше недостоинство, когда мы не принесем Тебе, возлежащему на престоле, твердой и непоколебимой веры и сокрушения сердечного, но и тотчас же оживотворяешь и успокояешь и радуешь, когда исправимся от недуга сомнения и маловерия, — ибо Ты — Истина и не попустишь быть в нас ненаказанно и одной малейшей тени сомнения.

Итак, мы подъемлем Господа, как Симеон, на руках своих каждую литургию, а вы, по крайней мере большая часть из вас, уподобляетесь счастия подъять Спаса своего только раз или несколько раз в год, и то всегда ли после достойного приготовления к этому? Дай Бог, чтобы все приступали к столь страшному таинству с должным приготовлением. Надобно удивляться маловерию и холодности христиан ко Христу, Жизнодавцу и Господу своему! Источник бессмертия течет ежедневно: приходи, приготовясь, и пей — тем более что многие больны и духом и телом, имеют и времени свободного не мало, а многие и в праздности проводят его. И что же видим? Не смотря на то, что все чувствуем на душе своей бремя грехов и страстей, свою виновность, свое окаянство пред Богом, свое бессилие в борьбе со страстями — не приходим ко Господу предлагающему Себя ежедневно в снедь верным и готовому явить всякую помощь труждающимся и обремененным. Мы видим, и то не всегда, пиющими от бессмертного Источника почти одних младенцев бессознательных; да и тех иногда — увы! — подносят к св. Таинам не отцы, не матери, не кормилицы, не бабушки, а взятые, как говорится, с ветру женщины, иногда нищие. Что за невнимание к величайшей святыне! Господи, Жизнодавче, Спасителю! до чего мы дожили? — Ты ежедневно выходишь в сретение нам во вратах храма Своего, а мы отвечаем Тебе равнодушием и даже самым несмысленным небрежением. Доколе терпишь неправды наши, холодность нашу, безчувственность нашу, гордость нашу? Долготерпит на нас, братия, Господь, не хотя да кто погибнет на веки, но да если в покаяние приидут (2Петр.3:9), да обратятся рано или поздно от бесчувствия своего.

Так, большая часть христиан холодно встречают Господа во храме — в Его св. Таинах, редко приступают к св. Таинам — вкусить Господа своего, но по крайней мере, хоть бы в болезни своей, или пред смертию своею, как Симеон, желали все с радостью поднять Господа и увидеть Его, Спасение. — Нет: многие бегают от Него и въ болезни и, когда им предлагают безсмертную пищу и питие и вместе всеисцеляющее врачевство тела и крови Жизнодавца, откладывают до будущего времени, которым не могут располагать наверное, потому что жизнь наша во власти Божией; многие имеют тайную мысль, что причащаются только будто-бы пред смертию. Христе Боже! не сказал ли Ты Своими пречистыми устами, что Ты пришел на землю для того, чтобы люди имел и жизнь, и с избытком имели, а не для того, чтобы губить их? «Не прииде Сын человеческий душ человеческих погубите, но спасти» (Лк.9:56) «Аз приидох, да живот имут, и лишше имут» (Ин.10:10). И во св. Таинах не всем ли, принимающим их с верою, даруешь жизнь? Не часто ли Ты чудно исцеляешь болезни? Не всегда ли разрешаешь и очищаешь нас от грехов? Доколе же мы будем неразумны, маловерны и слепы.

А с какою радостью сказал бы каждый из нас пред смертию после достойного принятия св. Таин Твоих: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, из кратко-временного суетного века сего, яко видесте очи мои спасение Твое, здесь в начатках, да надеюсь, что увижу его совершившимся и там — в вечности. Теперь, аще и пойду посреди сени смертные, не убоюся зла: Ты со мною еси (Пс.22:4). Приими дух мой с миром. Но вот, братия, придет Сретение Господне для всех людей – для христиан, иудеев, мусульман и язычников, т. е. для всего рода человеческого; если вы не научились здесь встречать Его кроткого и смиренного, как встретить Его в непреступной славе? Где тогда окажемся мы? Где окажусь я со своим нынешним небрежением и холодностью к Господу? Сыны царствия не будут ли изгнаны во тьму кромешнюю, где будет вечный плач и скрежет зубами (Мф.13:42)? Апостол говорит, что это будет. Как мы убежим, т.е. от будущих мук, о толицем нерадивше спасении, еже зачало приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися (Евр.2:3)?

Братия! чтобы встретить нам радостно Господа во второе, славное Его пришествие, научимся встречать Его здесь — ежегодно в праздник Сретения и во все праздничные и воскресные дни, — и особенно во св. Таинах, т.е. будем с великою верою и сердцем сокрушенным и смиренным приступать к св. Чаше. Для тех, которые обыкли достойно встречать Его здесь, в нынешнем веке, не страшно будете и сретение Его во второе и славное Его пришествие.

Боже! «Хотяй паки приити судити вселенной правдою, благоволи и мне узрести Тя на облацех Судию и Бога моего, да безконечно славословлю и воспеваю Тя со безначальным Твоим Отцем и Святым Духом во веки веков» (Молитва 3-я, св. Симеона Метафраста, из последования ко Святому Причащению). Аминь.


Из книги: «Солнце Правды»

Маловерие, Холодность в вере, Холодность к Богу, Феоф, Иоанн Кронштадтский14.01.2013, 1266 просмотров.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*
Адрес Собора Михаила Архангела:
г. Железногорск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 31,
тел. +7 (3919) 74-02-33
Посмотреть на карте
Адрес Красноярской епархии:
г. Красноярск, ул. Горького, 27,
тел.+7 (391) 211-82-69
Посмотреть на карте
Реабилитационный центр для наркозависимых:
+7 (391) 29-257-29 или +7 (391) 29-767-23
Посмотреть на карте

Собор Михаила Архангела

Красноярская епархия

Реабилитационный центр для наркозависимых