Вверх
Мир, забывший Бога, преобладается, братия, несправедливостию к ближнему и бесчеловечием к малосильным, как и божественный Апостол говорит: «якоже не искусиша Бога имети в разуме,предадеих Бог в неискусен ум, творити неподобная, исполненных всякия неправды, лукавства, лихоимания, злобы, исполненных зависти, убийства, рвения, лести, злонравия: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, нелюбовны, немилостивны» (Рим.1:28—31). А кого Бог возводит в богочестие, тех научает и воздержанию от злых дел и попечению о милости к ближнему, как учил пророк Исаия, говоря от лица Божия: «престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити» (Ис.1:16-17). И в Законе было много как повелений о том, чтоб не делать вреда ближнему, так и заповедей о том, чтоб быть человеколюбивым и милостивым. Если кто оставит одно
О тех которые делают неправду, и намереваются приносить дары Богу, написано: «жертва нечестивых мерзость Господеви» (Притч.15:8). А о немилостивых сказано: «иже затыкает ушеса своя, еже не послушати нищаго: и той призовет, и не будет послушаяй» (21:13). Поэтому притча советует: «чти Господа от праведных твоих трудов, и начатки давай Ему от твоих плодов правды» (3:9). Ибо, если иамереваешься принести Богу
А тому, кто остерегается делать неправду, однако же нерадит о милосердии, скажем, что «всяко древо, еже не творит плода, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» (Мф.3:10), и что такое древо никогда не будет угодно небесному Земледелателю, Который говорит: «прежде ища плода» на смоковнице, и «не обрете», и повелевает срубить ее, чтоб и места не занимала даром (Лк.13:7) Но осужденным от Бога оказывается и тот, кто бедному не отдает назад заклада; на такового человека изрекается угроза; сказано: «аще возопиет ко Мне» не получивший назад своего заклада, «услышу его: милостив бо есмь» (Исх.22:27). Опасно также и преступно было жать оставшееся после первой жатвы, вторично обирать виноград и маслины; потому что надлежало оставлять сие бедным (Втор.24:19—21). Если же предписывалось это жившим под Законом: что скажем о тех, которые живут о Христе? Господь говорит им: «аще неизбудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете вцарствие небесное» (Мф.5:20). Поэтому не только с полей и из доходов, но и от труда рук своих Апостол советует подавать неимущим; «Делая», говорить он, «своима рукама благое, да имате подаяти требующему» (Ефес.4:28). А желающему следовать за Господом дал Он совет продать все имение на благотворение нищим, и потом уже следовать за Ним. Но как последователям Своим и достигшим совершенства повелевает вдруг и совершенно исполнить дело милостыни, чтоб, совершив служение своим имением, приступили они к служению словом и духом; так прочим предписывает всегдашние подаяния и всегдашнее общение того, что имеют, чтоб чрез это, став жалостливыми, общительными и милостивыми, оказались подражателями Божию человеколюбию. Ибо говорит: «дайте, и дастся вам» (Лк.6:38). Чрез это же самое обещал им и общение с самим Собою. Ибо милостивые станут одесную Господа; им скажет пришедший Царь: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: наг бех, и одеясте Мя: странен, и введосте Мене: болен и в темнице, и приидосте ко Мне. „Поелику же праведники удивятся и скажут: когда мы делали это для Тебя, Господи? Он речет им: «аминь, аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе“ (Мф.25:34,40) Ибо усердие ко святым есть благочестие пред Христом, и усердный служитель бедному оказывается общником Христовым, не только если раздает, имея у себя
Сие во всякое время да будет у нас в памяти и пред очами душевными, чтоб не пропадало у нас текущее время, чтоб пропустив настоящее, не ожидать нам другого времени, и в этом ожидании и отлагательстве не быть застигнутыми кончиною! Господь же да дарует нам оказаться благоплодными, бодрственными, памятующими заповеди Его, готовыми и ничем незадержанными к славному сретению Его, о самом Христе и Боге нашем с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Подлинник сей беседы и последующей за нею в первый раз издан был в Москве 1775 г. Хр. Фр. Маттеем с рукописи в лист, под № 22, хранящейся в Моск. Синодальной Библиотеке и принадлежащей к XI или XII веку.