Блаженный Феодорит Кирский: "О начале и Отце"

И ветхозаветное, и новозаветное Писание учит, что начало всего едино, Бог всяческих и Отец Господа нашего Иисуса Христа, нерожденный, негиблющий, вечный, бесконечный, неописуемый, беспредельный, несложный, бесплотный, невидимый, простой, благой, правдивый, мысленный свет, сила, никакою мерою непознаваемая, измеряемая же единым божественным изволением; потому что всё то может, что изволяет. И сему ясно научил нас Пророк; ибо говорит:  «вся елика восхоте Господь, сотвори» (Пс.113:11).

 

Учителем же сказанного выше о единстве Божием — Божественное Писание. Ибо слышим, в начале законоположения сказует Бог:  «Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския… Да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх.20:2,3); и еще:  «слыши Израилю: Господь Бог твой, Господь един есть» (Втор.6:4). Согласно с сим учит Бог и устами пророка Исаии, ибо говорит:  «Аз Бог первый, и Аз по сих, кроме Мене несть Бога» (Ис.44:6);  «прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет,… и несть разве Мене» (Ис.43:10,11); и еще:  «Аз… Бог, и несть еще» (Ис.45:6); и:  «Аз есмь Бог, и несть инаго разве Мене: праведен и спаситель, несть кроме Мене» (Ис.45:21). А сим ясно обличает бредни Валентина, Марка, Василида и Маркиона. Ибо сказует, что ни прежде Него, ни после Него нет иного Бога, но Он есть и первый и последний. Согласно же с сим божественное учение священного Евангелия. Спаситель и Господь наш, исполняя за нас  «всякую правду», ибо Сам изрек Иоанну:  «остави ныне: тако бо подобает исполнити всяку правду» (Мф.3:15), как человек, и потребность молитвы приял, и просил Отца научить ей Апостолов, в виде же молитвы изложил ученикам учение богословия. Ибо говорит:  «се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога» (Ин.17:3), и еще:  «исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем» (Лк.10:21). И божественный Апостол так говорит:  «Царю же веков, нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков, аминь» (1Тим.1:17); и еще:  «един Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5); и также:  «един Бог Отец, из Него же вся» (1Кор.8:6). Но можно найти весьма много и других мест, доказывающих согласие Ветхого и Нового Завета и проповедующих единого Бога.

 

Притом и Ветхого, и Нового Завета Писание учит, что Бог невидим. Ибо в Ветхом Завете говорит Бог Моисею:  «не бо узрит человек лице Мое, и жив будет» (Исх.33:20); и в Священном Евангелии сказал Господь:  «не яко Отца видел есть кто: токмо Сый от Бога, Сей виде Отца» (Ин.6:46). Сие взывает и богомудрый Евангелист:  «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин.1:18); показывает же, и откуда дознал это:  «Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда». Да и Апостол взывает:  «нетленному, невидимому, единому, премудрому Богу, слава, и честь во веки веков, аминь»; и еще:  «Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может» (1Тим.6:16).

 

И бесконечность и неописуемость Божию дознали мы также и из Ветхого и из Нового Завета. И в Ветхом Завете говорит Бог:  «еда небо и землю не Аз наполняю? глаголет Господь» (Иер.23:24); и еще:  «небо престол Мой, земля же подножие ногу Моею: кий дом созиждете Ми, и кое-место покоища Моего?» (Ис.66:1) Да и божественнейший Давид взывает:  «яко в руце Его вси концы земли» (Пс.94:4); и как рукою назвал действенность Божией силы, так показал, что Сам Бог ничем не описуем, но все зависит от Его Промысла. А в другом песнопении Давид говорит Богу:  «камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на Небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси: аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя» (Пс.138:7-10). Сие же показывает неописуемость и сущности и силы Божией. И пророк Исаия взывает:  «содержай круг земли, и живущии на ней аки прузи» (Ис.40:22). И еще, обличая бессилие идолов, Пророк предложил нам следующее учение о Боге всяческих:  «кто, говорит он, измери горстию своею воду, и небо пядию, и всю землю горстию? кто постави горы в мериле, и холмы в весе? кто уразуме ум Господень, и кто советник Ему бысть, иже научает Его… Или кто показа Ему суд? или путь разумения кто показа Ему?» (Ис.40:12-14) Потом, сколько возможно для человеческого ума и для перстного языка, представляет бесконечность могущества; ибо говорит:  «аще еси языцы, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся: кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его?» (Ис.40:15,18) Если же небо, земля и воды заключают в себе всякое тварное естество и мерою всему этому мера руки Божией, то предприемлющие измерять Бога устами своими пусть сообразят в уме бесконечность оного Естества, разумея под «рукою» не часть тела, но самодеятельность, все устрояющую и всем управляющую. Итак, сему о Боге всяческих учит Писание ветхозаветное. А иной отыщет и другие подобные приведенным места, открывающие нам неописуемость и сущности, и премудрости, и силы Божией. В священном же Евангелии подобному представлению о Боге научил Господь самарянку. Поелику предполагала она, что Божество описуемо местом, и потому сказала:  «отцы наши в горе сей поклонишася: и вы глаголете, яко во Иерусалимех… кланятися подобает» (Ин.4:20), то Господь преподал ей противоположное сему учение и научил неописуемости естества Божия. Ибо сказал ей: аминь глаголю тебе,  «жено,… яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу» (Ин.4:21). А таким образом научив, что богослужение не ограничивается какими-либо местами, присовокупил:  «Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися» (Ин.4:24). Так показал вместе и бесплотность и беспредельность естества Божия.

 

А что Бог всяческих и вечен, сему учит блаженный Давид, то сказуя:  «от века и до века Ты еси» (Пс.89:3), то взывая:  «услышит Бог, и смирит я Сый прежде век» (Пс.54:20). Научает же и пророк Исаия, взывая:  «Бог вечный, Бог устроивый концы земли, не взалчет, ниже утрудится, ниже есть изобретение премудрости Его» (Ис.40:28). А божественный Апостол исповедует Его и Творцом веков (Евр.1:2). И Господь сказует, что не только само естество Божие существует прежде твари, но и Царство святым уготовано до  «сложения мира» (Мф.25:34).

 

Сему о Начале всяческих научились мы и из ветхозаветного и новозаветного Писания. Не признаем ни сочетаний, смешений и изникновений эонов мужеского и женского пола, как баснословят Валентин и Василид, ни различных и сопротивных начал, как учат Кердон, Маркион и Манес; но знаем единое Начало, одно и то же благое и правдивое, как докажем впоследствии.

Феодорит Кирский, Начало, Отец, Бог, Господь, Источник жизни06.08.2016, 1206 просмотров.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*
Адрес Собора Михаила Архангела:
г. Железногорск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 31,
тел. +7 (3919) 74-02-33
Посмотреть на карте
Адрес Красноярской епархии:
г. Красноярск, ул. Горького, 27,
тел.+7 (391) 211-82-69
Посмотреть на карте
Реабилитационный центр для наркозависимых:
+7 (391) 29-257-29 или +7 (391) 29-767-23
Посмотреть на карте

Собор Михаила Архангела

Красноярская епархия

Реабилитационный центр для наркозависимых