Вверх
Все помнят фразу Остапа Бендера «Почем опиум для народа?». Эта цитата отсылает к Карлу Марксу. Но какой смысл вкладывал сам Маркс в эту фразу, и кто является автором популярного «атеистического» выражения?
Истоки цитаты
Одним из первых фразу употребил французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо в 18 веке. Он сравнил религию с опиумом, сказав, что в малых «дозах» он бодрит, но в больших — приводит к безумию.
Немецкий поэт Новалис был не согласен с Руссо, в его трудах религия также сравнивается опием, однако религия не придает силы, а только заглушает боли.
В 19 веке христианский теолог Чарльз Кингсли первым употребил устойчивое выражение «Религия — опий народа», но его фраза носила исключительно позитивный характер, ведь под опием он понимал вещество для успокоения. Именно его понимание религии как опия повлияло на философию Маркса.
Получается, что фраза еще до Маркса фигурировала в позитивном (Кингсли), негативном (Новалис) и позитивно-негативном значении (Руссо).
Непонятый Маркс
Но наибольшую популярность идее принес Карл Маркс. Вернее, советские философы, которые постоянно цитировали и искажали философию Маркса. Сам же немецкий философ не был воинствующим атеистом и не был против религии, он не говорил, что религия одурманивает людей, словно опиум. Ничего подобного в его работах нет.
Цитата Маркса: «Религия — вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».
Заметьте, не «опиум для народа», а просто «опиум народа» (Sie ist das Opium des Volks). То есть религия принадлежит народу, а не «господам», которые дают её ДЛЯ народа, как англичане давали опиум китайцам.
Советские идеологи неправильно перевели текст Маркса, исказили смысл его философии.
Что имел ввиду Маркс?
Маркс считал, что религия есть необходимый элемент социального бытия, наряду с философией, наукой, искусством. Ведь мир наш бессердечен, бездушен, люди хотят «дышать», поэтому им нужна религия.
Но когда, как считал Маркс, эта бессердечность мира будет преодолена с приходом коммунизма, именно тогда религия потеряет свою земную основу, и она перестанет существовать.
Поэтому советские коммунисты не были прямыми последователями Маркса, когда стали разрушать храмы и репрессировать священников. Они исказили суть учения Маркса. Вместо того, чтобы сначала прийти к коммунизму, они сделали всё наоборот.
В. И. Ленин тоже исказил Маркса, когда написал, что религия служит средством одурманивания рабочего класса. Ленин — дилетант и пропагандист.
«Религия» по Марксу — это обезболивающее средство, как опиум. Она не служит для одурманивания, но служит для успокоения человека. Опиум в то время применялся в лечебным целях.
Маркс хоть и был неверующим, но не выступал против церкви и религии.