21 сентября 2024 года православные христиане отмечают Рождество Пресвятой Богородицы — первый праздник в новом церковном году

Рождество Пресвятой Богородицы относится к числу двунадесятых праздников – 12-ти особо важных дней церковного года. Они связаны с событиями земной жизни Спасителя и Девы Марии. А церковное новолетие наступает не 1 января, а 14 сентября (1 сентября по старому стилю), поэтому Рождество Пресвятой Богородицы, открывает череду церковных праздников года.
Судя по письменным источникам христиане начали отмечать Рождество Пресвятой Богородицы довольно поздно – в V веке. Первые упоминания о празднике встречаются у Константинопольского патриарха Прокла и римского епископа Геласия, оба жили в пятом веке.

О Рождестве Пресвятой Богородицы пишут святой Иоанн Златоуст, блаженный Августин и святитель Епифан. А первый храм в честь Рождества Богородицы был построен в Иерусалиме по приказу равноапостольной царицы Елены еще в IV веке.
О Рождестве Пресвятой Богородицы не рассказывается ни в одном из четырех канонических Евангелий. Информацию о нём хранит свод письменных источников, не входящих в Библию, и устное Священное Предание.
В апокрифическом «Евангелии Иакова» II века говорится, что Дева Мария родилась в семье благочестивых, уже немолодых, супругов Иоакима и Анны. Иоаким был богатым человеком из рода царя Давида, но однажды священник не разрешил ему принести жертву в храме, мотивируя это тем, что у него не было детей. Бездетность в ветхозаветном Израиле считалась проклятием.
Иоаким сильно огорчился и решил не возвращаться к жене. Вместо этого он отправился в пустыню, где постился сорок дней и сорок ночей.
А в это время его жена Анна горячо молилась Богу и просила дать ей ребенка. В одно и то же время обоим супругам явился ангел и возвестил, что у них родится дитя, о котором будут говорить во всем мире.
Спустя девять месяцев Анна родила дочь Марию. В возрасте трех лет девочку отдали на воспитание в Иерусалимский храм. Но это уже совсем другая история, а мы вернемся к празднику Рождества Пресвятой Богородицы.
На иконах, посвященных этому событию, в самом центре обычно изображают мать Пресвятой Богородицы – святую Анну. Она лежит на высоком ложе. Её окружают повитухи, служанки, женщины с дарами, чуть в стороне служанки омывают в купели новорожденную Марию.
Со временем сюжет усложнялся и дополнялся новыми подробностями. На иконах стали изображать стол с дарами, птиц, водоем и прочие мелкие детали.
Иногда икону Рождества Пресвятой Богородицы дополняют сюжетами из истории праздника – Иоаким в пустыне, явление ангела и так далее.
Самые древние сохранившиеся изображения Рождества Пресвятой Богородицы относятся к X-XI векам. В основном это фрески старых храмов: Софийского собора в Киеве, грузинского храма Успения Богородицы в Атени, Преображенского собора Мирожского монастыря.

В этот священный день, а также накануне, в соборе Архангела Михаила состоялись праздничные богослужения. Всенощное бдение и литургию возглавил благочинный Железногорского церковного округа, настоятель храма протоиерей Роман Нещерет в сослужении духовенства.

Фото иерея Алексия Мещерякова и Андрея Боталова
Пресс-служба Железногорского благочиния.

Воспитание, Рождество, Православные, Иоанн Златоуст, Воспитание детей, Рождество Пресвятой Богородицы, Жена, Предание Церковное, Предание, Настоятель, Христиане22.09.2024, 126 просмотров.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*
Адрес Собора Михаила Архангела:
г. Железногорск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 31,
тел. +7 (3919) 74-02-33
Посмотреть на карте
Адрес Красноярской епархии:
г. Красноярск, ул. Горького, 27,
тел.+7 (391) 211-82-69
Реабилитационный центр для наркозависимых:
+7 (391) 29-257-29 или +7 (391) 29-767-23

Собор Михаила Архангела