Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 

Лк. I:1-25, 57-68, 76, 80 (зач. 1)

 

Лк.1:1. Как уже многие начали составлять повествования

   Кто были эти многие, которые начали? Лжеапостолы. Ибо точно многие составляли евангелия, каково, например, евангелие от египтян и евангелие с надписью  «от двенадцати». Они только начали, а не окончили. Поскольку они начали без благодати Божией, потому и не окончили. Итак, Лука хорошо сказал:  «многие начали». Подлинно немногие, именно Матфей и Марк, не начали только, но и окончили, ибо они имели Духа творящего совершенное.

 

о совершенно известных между нами событиях,

   Ибо относящееся к Христу не просто известно по голословному преданию, но истинно, совершенно верно и вполне доказательно. Как же, скажи, Лука, это доказательно?

 

Лк.1:2. как передали нам то? бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,

   Из этого видно, что Лука был учеником не с начала, но впоследствии времени. Ибо иные были учениками Слова с самого начала, например Петр и сыны Зеведеевы (Мф.4:18-22). Они-то и передали Луке то, чего он сам не видел, не слышал.

 

Лк.1:3. то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,

Лк.1:4. чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

   Я понимаю это двояким образом, во-первых, так: прежде я наставлял тебя, Феофил, без писания, а теперь, передавая тебе Евангелие в писании, утверждаю твой ум, чтобы он не забыл преданное без писания; во-вторых, так: мы, люди, часто имеем обычай, когда кто-нибудь  говорит нам без писания, подозревать его, что, может быть, он и ложь говорит, но когда он пишет свои слова, мы верим, что он и не написал бы, если бы не был смело уверен в истине своих слов. Так и евангелист говорит: для того я написал тебе Евангелие, чтобы ты с большей уверенностью содержал то, в чем наставлен был без писания, имея более ко мне доверия теперь, когда я настолько уверен в преданном без писания, что изложил оное и в писании. Не сказал: чтобы ты «знал», но  «узнал», то есть, чтобы получил вдвое большее познание и вместе смелую уверенность, что я не лгу.

 

Лк.1:5. Во дни Ирода, царя Иудейского,

   Упомянул о царствовании Ирода, с одной стороны, из желания повествовать по примеру пророков, ибо они начинают так: во дни Ахаза и Езекии и такого-то совершилось следующее (Ис.1:1; Ос.1:1; Ам.1:1), а с другой стороны, поскольку намерен говорить о Христе, для того упомянул об Ироде, чтобы показать, что при Ироде Христос воистину пришел. Так как Ирод сей был тогда, когда, по пророчеству Иакова (Быт.49:10), не стало князей из иудеев, то отсюда и доказывается, что Христос пришел. Достигает и некоторой другой цели: говоря о времени, показывает истинность Евангелия, ибо желающим дает возможность радовать и от времени узнать истинность Евангелия.

 

был священник из Авиевой чреды, именем Захария,

   Начинать от Захарии и рождения Иоаннова прилично. Поскольку он намерен говорить о Рождестве Христовом, а Иоанн — Предтеча Христов, то поэтому прежде Рождества Христова прилично повествует о рождении Иоанновом, которое и само не без чуда. Поскольку Дева имела родить, то благодать предустроила, чтобы старица родила не по закону природы, хотя и с мужем. Что же значат слова:  «из Авиевой чреды»? Некоторые понимают так, что было два священника, преемственно совершавших богослужение, один по имени Авия, а другой — Захария, и так как Авия отправил богослужение, после его чреды служил Захария. Но дело кажется не так. Ибо Соломон, окончив храм, установил и дневные чреды, то есть седмицы: в одну, например, седмицу постановил сынов Кореевых, в другую — Асафа, в следующую — Авию, в иную — другого (2Пар.8:14; 1Пар.24). Поэтому, когда говорит, что Захария был  «из Авиевой чреды», нужно понимать так, что он был в седмицу Авии, а не так, что он принял служение после седмицы Авииной; ибо тогда сказал бы: после чреды Авиевой; а теперь, когда сказал:  «из Авиевой чреды», представляет, что он был из чреды и седмицы Авии.

 

и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.

   А, желая показать, что Иоанн по той и другой стороне (по отцу и по матери) законно был из рода священнического, говорит:  «и жена его из рода Ааронова», ибо не позволено было брать жену из чужого колена, но из того же самого (Чис.36:6-9). Елисавета, по толкованию, — значит  «покой Божий», а Захария —  «память Господня».

 

Лк.1:6. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

   Часто некоторые бывают праведны, но не пред Богом, а по видимости и пред людьми. Захария же и Елисавета  «были праведны пред Богом». Заповеди суть, например:  «Не прелюбодействуй», «Не кради» (Исх.20:14-15), а уставы ( «оправдания») суть, например:  «Кто злословит отца своего, или свою матерь, того должно предать смерти» (Исх.21:17): ибо это праведно. Но знай, что и заповедь может называться оправданием, так как она делает человека праведным и еще более есть оправдание Божие. Ибо в день оный Бог будет судить нас, имея заповеди как бы некоторым письменным оправданием:  «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха» (Ин.15:22), и опять:  «слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин.12:48). Для чего к словам  «поступая по всем заповедям» прибавлено  «беспорочно»? Выслушай. Часто некоторые поступают по Закону Божию, но все делают для того, чтобы показаться людям (Мф.23:5). Таковые не беспорочны. А Захария и заповеди соблюдал, и соблюдал беспорочно, а не для того, чтобы чрез исполнение их понравиться людям.

 

Лк.1:7. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

   Жены праведников и сами праведные часто были бездетны, чтобы ты познал, что Закон требует многочадия не плотского, а духовного.  «Оба были уже в летах преклонных» и по телу, и по духу, ибо по душе они состарились, то есть сделали большой успех, полагая  «восхождения в сердце» (Пс.83:6) и имея жизнь как день, а не ночь (Рим.13:12-13), поступая благоприлично как во свете.

 

Лк.1:8. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,

   Пред Богом священнодействуют одни чистые, а от нечистых Бог отвращает лицо Свое.

 

Лк.1:9. по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,

Лк.1:10. а всё множество народа молилось вне во время каждения, -

   Когда же пришла ему чреда покадить? Без сомнения, в день очищения, когда один первосвященник входил во Святая Святых, чтобы мы научились, что как этот первосвященник, войдя во Святая Святых, получил плод, так и Господь Иисус, единый и великий поистине Архиерей, войдя во Святая Святых, то есть с плотью на небо, получил плод Своего явления во плоти — наше усыновление Богу и спасение.

 

Лк.1:11. тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

   Ангел является не всем, а чистым сердцем, каков был Захария. Жертвенник (по церковно-славянски — алтарь) назван кадильным потому, что был и другой алтарь — всесожжений.

 

Лк.1:12. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

Лк.1:13. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;

Лк.1:14. и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,

   Захария смущается; ибо необычайное видение возмущает и святых. Но Ангел останавливает возмущение. Ибо везде по сему узнаются видения Божественные и бесовские: если помысл сначала смутится, но потом, с рассеянием страха, вскоре совершенно успокоится, то видение поистине от Бога; если же страх и возмущение более усиливаются, то видение — от бесов. Для чего Ангел сказал:  «услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына», ибо Захария молился не о сыне, а о грехах народа? Одни говорят: так как Захария молился о грехах народа, а имел родить сына взывающего:  «Вот Агнец Божий, Который берет: на Себя грех мира» (Ин.1:29), то Ангел прилично говорит ему: услышана молитва твоя об отпущении грехов народа, ибо ты родишь сына, чрез которого будет отпущение грехов. Другие же понимают так: Захария! Молитва твоя услышана, и Бог простил народу грехи. Потом как бы он сказал: откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение:  «Елисавета родит тебе сына»; а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу.

 

Лк.1:15. ибо он будет велик пред Господом;

   Ангел возвещает, что Иоанн будет  «велик», но  «пред Господом», ибо многие называются великими пред людьми, но не таковы пред Богом, например лицемеры. А Иоанн велик по душе, как и всякий соблазняющийся мал по душе. Ибо ни один великий не соблазняется, но малые и малодушные, как и Господь говорит:  «кто соблазнит одного из малых сих» (Мф.18:6). Как родители Иоанна были праведны  «пред Богом», так и сын их велик  «пред Господом».

 

не будет пить вина и сикера,

    «Сикерою» называется все, что, будучи не из винограда, может произвести опьянение.

 

и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;

   Исполнен он был  «Духа Святаго» тогда, как был еще в утробе матери. Когда пришла к Елисавете Матерь Господа, то младенец, радуясь пришествию Господа,  «взыграл» (Лк.1:41).

 

Лк.1:16. и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;

Лк.1:17. и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям,

     «Возвратить сердца отцов детям», то есть обратить евреев к апостолам, ибо иудеи были отцы, а апостолы — дети их. Обратил сердца иудеев к апостолам учением и свидетельством о Христе; а свидетельствующий о Христе делает и учеников Его вполне достоверными. Иоанн не всех обратил, но  «многих»; а Господь просветил всех. Пришел он  «в духе… Илии», потому что как в Илии действовала благодать, так и в Иоанне, и как Илия — предтеча второго пришествия, так Иоанн — первого. И в  «силе Илии», потому что пришествие обоих, Илии и Иоанна, имеет одну и ту же силу, именно: приводит ко Христу. И в другом смысле Иоанн пришел в силе и духе Илии, потому что и он был пустынник, воздержник и обличитель, как Илия.

 

и непокоривым образ мыслей праведников,

   то есть учение апостолов; мудрость же апостолов — благодать Духа в них, которой они были управляемы.

 

дабы представить Господу

   то есть Христу,

 

народ приготовленный.

   то есть людей, способных к принятию проповеди. Скажу некоторое подобие. Когда приходил какой-нибудь пророк с проповедью, то не все веровали, но способные, то есть предуготовившие себя к тому, ибо как если кто-нибудь  придет в дом ночью, то не все его принимают, но бодрствующие и ожидающие его и приготовившиеся к принятию, так и Иоанн приготовил Господу людей, но не непокорных, а способных, то есть предуготовившихся к принятию Христа.

 

Лк.1:18. И сказал Захария Ангелу: по чему я узна?ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

   Хотя Захария был праведен и свят, однако же, принимая во внимание необычайность рождения сына, не легко поверил.

 

Лк.1:19. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;

   Почему Ангел и сказывает ему о своем достоинстве:  «я Гавриил», предстоящий Богу, не бес обольститель, а Божий Ангел.

 

 

Лк.1:20. и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то?, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

   Итак, за то, что не веруешь, будешь глух и неспособен говорить. Справедливо подвергается тому и другому — глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий — молчанием. Кроме того, он предызображал и случившееся с иудеями. Ибо как он, старый и бесплодный, и неповеривший, родил сына, большего пророков, так и церковь иудейская и иерархия, хотя застарела и была бесплодна и неверна, и преслушна, однако же, родила во плоти Слово Божие, Владыку пророков, с рождением Которого бывшие прежде непокорными перешли к вере и исповеданию.

 

Лк.1:21. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

   Видишь ли, как иудеи дожидались и оставались, пока вышел первосвященник? А мы, христиане, лишь вошли в храм, как и думаем уже, что с нами дурно случится, если мы не выйдем.

 

Лк.1:22. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

   Захария делал знаки народу, вероятно, вопрошавшему о причине молчания; но как он не мог говорить, то и объяснял ее знаками.

 

Лк.1:23. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

   Приметь и то, что Захария не пошел в свой дом, пока не окончились дни его служения, но оставался в храме. Ибо нагорная страна действительно далеко отстояла от Иерусалима. Да священнику, если он имел дом и в самом Иерусалиме, не позволено было уходить во время его чреды из двора храма. А мы, увы, как пренебрегаем божественными службами! Что Захария не мог говорить, а употреблял знаки, это указывает на неразумную жизнь иудеев. Ибо, умертвив Слово, они не могут дать отчета ни в делах, ни в речах своих. Если даже спросить у них о чем-нибудь  пророческом, то они не отверзают уст и не могут дать тебе ни слова, ни ответа.

 

Лк.1:24. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

Лк.1:25. так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

   Елисавета, будучи целомудренна, стыдилась и, зачав в старости,  «таилась пять месяцев», пока зачала и Мария. Когда же и сия (Мария) зачала, и младенец  «взыграл… во чреве ее» (Елисаветы), она уже более не таилась и даже держала себя смело, как мать такого сына, который и прежде рождения своего почтен был достоинством пророка.

 

Лк.1:57. Елисавете же настало время родить, и она родила сына.

   Нужно заметить, что о грешниках не говорится —  «исполнилось время родить», но только там это говорится, где рождающийся праведен. Ибо роды грешников обыкновенно несовершенны и неполны, и лучше бы для них, если б они не рождались.

 

Лк.1:58. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.

Лк.1:59. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.

   Почему имя давалось после обрезания? Потому, что прежде нужно получить печать от Бога, а потом уже и человеческое имя. Иначе: обрезание означает отвержение плотских свойств, ибо никто не достоин именоваться воином Божиим и быть вписанным по имени в книге небесной, прежде чем отвергнет и отсечет плотские свойства.

 

Лк.1:60. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.

   Елисавета говорила о имени, что имя его Иоанн, как пророчица. А может быть, Иоанн и сам назначил себе имя; ибо он сообщил матери пророчественный дар.

 

Лк.1:61. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.

Лк.1:62. И спрашивали знаками у отца его, ка?к бы он хотел назвать его.

Лк.1:63. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.

Лк.1:64. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

   Захария, не будучи в силах объявить им знаками, просит дощечку; и когда он относительно имени дитяти оказался совершенно согласен с женой, «все удивились», ибо не было сего имени в родстве их, и никто не мог сказать, что оба они уговорились об этом еще прежде времени. Иоанн — значит благодать Божия; поэтому и отец тотчас получил благодать и пророчествует прежде о Христе, а потом и о сыне.

 

Лк.1:65. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.

Лк.1:66. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что? будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

Лк.1:67. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:

Лк.1:68. благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,

   При чудесном проглаголании Захарии на всех напал страх; ибо как при наложении на него молчания народ пришел в изумление, так и теперь, когда он начал снова говорить, изумляются, так что по этим двум чудесам все могли уразуметь, что родившийся выше многих. Все это было по особенному смотрению, чтобы имеющий свидетельствовать о Христе был принят с полным доверием и чтобы все убедились из самого рождения Иоаннова, что он выше многих. Захария благословляет Бога, призревшего на израильтян. Он действительно пришел к погибшим овцам дома израилева, но очень многие из них не захотели принять благодати, почему Он и призрел на истинных израильтян, то есть на тех, кои уверовали.

 

Лк.1:76. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,

   Кажется странным, что Захария говорит такие слова дитяти, ибо с младенцем, ничего еще не понимающим, не свойственно беседовать. Можно на это сказать, что дитя сие как рождение имело необычайное, — ибо в пришествие Марии оно играло и пророчествовало в утробе, — так ничего нет невероятного, если оно и после рождения понимало слова отца.  «Предыдешь, — говорит, — пред лицем Господа», оставив меня вскоре. Ибо Захария знал, что немного спустя он лишится Иоанна, так как сей имеет удалиться в пустыню. Зачем же  «предыдеть»? Затем, чтобы  «приготовить пути Ему». А пути суть души, к коим Господь приходит. Итак, Предтеча приготовил души к тому, чтобы в них ходить Господу. Как же он приготовил их? Чрез сообщение людям познания о спасении.

 

Лк.1:80. Младенец же возрастал и укреплялся духом,

   Отроча  «возрастало» телом и  «укреплялось духом», ибо с телом возрастало и духовное дарование; и чем более росло дитя, тем более обнаруживались и силы духа, так как орудие (тело) было способно вмещать их.

 

и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

   Для чего Иоанн был в пустынях? Для того чтобы ему жить вне злобы многих и, не стыдясь (ложно) никого, обличать с дерзновением, — ибо если б он был в мире, то, быть может, от сожительства и общения с людьми утратил бы чистоту; — а вместе и для того, чтобы, когда будет проповедовать о Христе, пользоваться полным доверием, как пустыннику и превосходящему других жизнью. В пустынях скрывался он дотоле, когда Бог благоволил явить его народу израильскому.

 

Блаженный Феофилакт Болгарский

Божия Матерь07.07.2016, 988 просмотров.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*
Адрес Собора Михаила Архангела:
г. Железногорск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 31,
тел. +7 (3919) 74-02-33
Посмотреть на карте
Адрес Красноярской епархии:
г. Красноярск, ул. Горького, 27,
тел.+7 (391) 211-82-69
Посмотреть на карте
Реабилитационный центр для наркозависимых:
+7 (391) 29-257-29 или +7 (391) 29-767-23
Посмотреть на карте

Собор Михаила Архангела

Красноярская епархия

Реабилитационный центр для наркозависимых