Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Толкование на АПОСТОЛ

Евр. 7:7-17 (зач. 316)

Евр.7:7. Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим.

Сказал, что Мелхиседек благословил столь великого Авраама. Все же мы согласно и беспрекословно признаем, что благословляющий выше благословляемого. Следовательно, и Мелхиседек, прообраз Христа, выше патриарха.

Евр.7:8. И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.

И другое рассуждение, доказывающее, что Мелхиседек выше священников закона. Ибо  «здесь», то есть в законе, получающие десятины умирают; а «там», то есть в случае с Мелхиседеком, получил десятины тот, о котором свидетельствует Писание, что он  «живет». Ибо  «Ты», говорит, «священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс.109:4). Что же касается того, что Мелхиседек вечно жив, то это понимай так же, как и выше было сказано, то есть что в Писании не упоминается о смерти его. Что левиты умирают, а Мелхиседек живет, некоторые понимают так, что образ священства левитского стал мертвым, ибо сделался недействительным, образ же священства Мелхиседека, или жизни по Христу, живет и пребывает, и будет существовать вечно.

Евр.7:9. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:

Евр.7:10. ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

Евр.7:11. Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

Чтобы священники закона не могли сказать: какое имеет отношение к нам если Авраам дал десятину? — говорит, что чрез посредство Авраама и Левий, родоначальник нашего священства, «принимающий десятины,… дал десятину». Таким образом, разве Мелхиседек не выше и Левия, когда, очевидно, он и от него получил десятину, чрез посредство Авраама? Выражение: «так сказать» или означает: вкратце сказать, или вместо: так скажу. Так как казалось слишком смелым сказать, что Левий, еще не родившись, дал десятины Мелхиседеку, то он смягчил это (высказывание, употребив оборот речи «так сказать», — Прим. ред.).

Показывает, каким образом Левий дал десятины, говоря, что так как праотец дал десятины, то и он дал в силу того, что будучи уже в чреслах Авраама, имел родиться от семени его, хотя еще и не родился. И не сказал: «левиты», но Левий, чтобы показать превосходство. Вот какая смелость! Он совершенно опроверг все иудейское. Потому он и сказал прежде: «сделались неспособны слушать» (Евр.5:11), что намеревался предложить эти истины и чтобы они не отвратили слуха. Итак, настроив и приготовив их заранее, как хотел, он говорит уже то, что ему угодно. Ибо душа и содержит и возвращает слово не так, как земля, воспринявши семя, будет возвращать его. Там — природа, которая отличается постоянством; здесь — свободное произволение, то, что легко изменяется и в высшей степени разнообразно. Поэтому учителю необходимо многое приготовить заранее.

Показал, что Мелхиседек в священническом чине был гораздо выше и Авраама и Левия. Теперь снова приводит другое доказательство, показывая, что священство во Христе гораздо превосходнее левитского священства и что священство Христа — совершенное священство, а то несовершенное. Ибо если бы священство по закону было совершенно, то надлежало бы священнику восстать по чину Ааронову: ибо Аарон был из колена Левиина. Но говорится, что восстает священник не по чину Ааронову, а по чину Мелхиседекову. Потом, так как-то священство было несовершенно, то вместо него вводится другое. И выражение «еще» имеет великое значение; оно как бы говорит, что если бы Христос по чину Мелхиседекову был прежде, а потом был дан закон, то со всей справедливостью можно было бы сказать, что священство по закону, то есть священство Аароново, дано было в силу того, что священство Мелхиседеково было как бы несовершенным. На самом же деле Христос после и получил иной образ священства. Отсюда очевидно, что так как священство Аароново было несовершенно, то вместо него вводится иное. Что же означает выражение: «ибо с ним сопряжен закон народа»? На основании этого нельзя сказать, что священство Аароново — совершенно, что оно дано для других, а не для евреев; напротив, оно всецело дано одному народу, и с ним был сопряжен закон народа, то есть было определено, чтобы он им пользовался, им руководился и чрез него все совершал. Итак, почему оно упразднено? — потому, очевидно, что оно бессильно.

Евр.7:12. Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

Теперь показывает, как закон постепенно отменяется, и вместо него вводится иной завет. Ибо если священство переменено, то необходимо, чтобы и закон был иной, ибо священник без завета и законов и постановлений не бывает. Священство же переменено не только по образу, то есть так, что оно было не по чину Ааронову, а по чину Мелхиседекову, но и по колену. Ибо перешло от священнического Ааронова колена к царскому колену Иудину. Обрати внимание на таинство. Сначала было колено царское, а потом священническое: так и Христос был Царем всегда, напоследок же стал Первосвященником, когда принял плоть и когда принес жертву.

Евр.7:13. Ибо Тот, о Котором (ἐφ᾿ ὃν) говорится сие, принадлежал к иному колену,

Показывает, как священство переменилось по колену, и говорит, что Христос ( «о Котором» (ἐφ᾿ ὃν) вместо το&nu, περί ου — то есть «на Которого» священство перешло), — из другого колена, именно из Иудина.

из которого никто не приступал к жертвеннику.

«Из которого», именно из колена Иудина, «никто не приступал», то есть не предстоял пред алтарем и не исполнял священнических дел.

Евр.7:14. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина,

Знаменательно выражение «воссиял», взятое и из пророчества Валаама, говорящего: «восходит звезда от Иакова» (Числ.24:17), а также и из пророчества Малахии, называющего Его  «Солнцем правды» (Мал.4:2). Этим показывается, что Господь явился для просвещения мира.

о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.

Ибо все, что касается священства, Моисей отнес к колену Левиину: к колену же Иудину — то, что касается предводительства в войнах.

Евр.7:15. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,

Что «яснее видно»? Среднее между тем и другим священством. Или что смена священства и завета открывается не только из того, что священник восстает из другого колена, а отнюдь не из Левиина, но также, скажем об этом, полнее открывается и из сего: что  «по подобию Мелхиседека» и так далее. Это значит, что по чину Мелхиседекову восстает священник.

Евр.7:16. Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.

Он, Мелхиседек, не был подобен подзаконным священникам; те получили священство от закона, содержащего плотские заповеди: обрежь плоть и омой плоть, отдыхай плотью и удостоишься плотских благ; Мелхиседек не так, но по силе Божией, почему и священство его вечно живо и неразрушимо. «Жизнь» же понимай так же, как выше, именно, что смерть его неизвестна. Или слово «который» понимай о священнике, как бы так он говорил: каковой священник иной, то есть Христос, получил священство «не по закону заповеди плотской», но по силе Отца, или по Своей собственной, и священство Его неразрушимо. К слову «плотской» прилично было присоединить слово «духовной». Почему же он присоединил: «по силе жизни непрестающей»? Потому, что чрез плотское обозначил временное. И соответственно временному присоединил выражение: «жизни непрестающей». Это значит: Христос живет собственной силой.

Евр.7:17. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. (Пс.109:4)

Подтверждает, почему сказал: «жизни непрестающей», и говорит, что Писание свидетельствует, что Он «священник вовек». Некоторые, впрочем, думают, что он подтверждает не это, а то, что Он — священник не по закону заповеди плотской. Ибо если бы, говорит, Он был священником по закону, то необходимо было бы утверждать, что Он по чину Аарона. Теперь же, так как написано: «по чину Мелхиседека», то очевидно, что не по закону, но по какому-нибудь иному божественному способу.


Толкование на ЕВАНГЕЛИЕ

Лк. 2:22-40 (зач. 7)

Лк.2:22. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву,

Хорошо сказал: «по закону Моисееву», ибо поистине Дева не имела необходимости ожидать дней очищения, которых, в случае рождения мужеского пола, было сорок. В Законе сказано: «женщина зачнёт и родит младенца мужеского пола» (Лев.12:2); а Дева зачала не от семени, но родила от Духа Святого. Поэтому она не имела необходимости, а пришла во храм по желанию исполнить закон. Почему же в случае рождения мужеского пола дней очищения — семь, а женского — вдвое? «Если женщина, — сказано, — зачнет и родит: младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней… Если же она родит: младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели» (Лев.12:2,5)? Потому что родившая мужеский пол вводит в мир другого Адама, а родившая женский пол рождает другую Еву — сосуд слабый и малосильный, сосуд глиняный, разбитый, трость обмана, наставницу преслушания.

принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

Лк.2:23. как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,

Слова Закона: «чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу» (Исх.13:2, 12, 34:19) сбылись собственно на одном Христе; ибо Он Сам разверз ложесна Девы, тогда как у прочих матерей ложесна разверзает муж.

Лк.2:24. и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

Закон (Лев.12:6-8) повелевал приносить пару горлиц в показание того, что деторождение — от чистого супружества. Ибо о горлице говорят, что она целомудренная птица, так что, лишившись своего самца, с другим не совокупляется. Если же родители не имели горлиц, то приносили двух птенцов голубиных, чтобы жизнь сего дитяти послужила к многочадию; ибо голубь — птица многоплодная.

Лк.2:25. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

Лк.2:26. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

Симеон не был священник, но был человеком боголюбивым; он ожидал, что придет Христос, утешитель евреев и освободитель от рабства греховного, а может быть, и от рабства римлян и Иродова. Ибо кто уверовал во Христа, тот поистине свободен и в чести у царей и всех людей. Посмотри на апостолов. Не были ли они рабами римлян? А теперь цари римские почитают их и поклоняются им. Итак, для них, израильтян, Христос стал утешением.

Лк.2:27. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,

Лк.2:28. он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

Лк.2:29. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

Сей Симеон, движимый Духом Святым, взошел в храм, когда Матерь принесла Господа, и, приняв Его на руки, исповедует Богом. Ибо сказать: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко» мог исповедующий, что Он есть Господь жизни и смерти. Смотри, как святые тело считают узами. Потому и говорит: «Ныне отпускаешь», разрешаешь как бы от уз. «По слову Твоему»: говорит о полученном им предсказании, что он не умрет, пока не увидит Христа. «С миром» вместо: в спокойствии. Ибо человек, покуда живет, «мятется», как Давид говорит (Пс.38:7); умерший же находится в мире. «С миром» — можно разуметь и иначе, именно: с получением ожидаемого. Прежде, чем я увидел Господа, я, — говорит, — не был спокоен помыслами, но ожидал Его и всегда помышлял с заботой, когда Он придет: а теперь, когда я увидел Его, я успокоился и перестал думать, я разрешаюсь.

Лк.2:30. ибо видели очи мои спасение Твое,

Лк.2:31. которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

«Спасением» назвал воплощение Единородного, которое Бог уготовал прежде всех веков. «Уготовал… это спасение пред лицом всех людей». Ибо для того Он воплотился, чтобы спасти мир и чтобы воплощение Его явлено было всем.

Лк.2:32. свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля.

Спасение это есть «свет к просвещению язычников», то есть для просвещения омраченных язычников, «и в славу… Израиля», ибо Христос есть поистине слава израильского народа, потому что от него Он воссиял и поистине благоразумные находят для себя величие в этом. Так говорит Симеон. А мне кажется, что сему Симеону приличествуют и слова Давида: «долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» (Пс.90:16).

Лк.2:33. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

Лк.2:34. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле

Симеон благословил обоих, а речь обратил к истинной Матери, оставив мнимого отца. «Се, — говорит, — лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле»; «на падение» неверующим, а верующим — «на восстание». Или иначе: Господь лежит «на падение» зла, гнездящегося в душах наших, и  «на восстание» добра; падает блуд, восстает целомудрие. Можно разуметь и еще иначе: Христос «лежит… на падение» вместо: Сам имеет пострадать и подвергнуться смерти, а через Его падение многие имеют восстать. Итак, после слов: «на падение» поставь точку, потом начинай: «И на восстание многих».

и в знамение пререкаемо, -

«Знамение» есть крест, который доселе находит противоречие себе, то есть не принимается неверными. Называется и воплощение Господа знамением, и знамением чудным, поскольку Бог стал человеком, а Дева — Матерью. И этому знамению, то есть воплощению Христа, противоречат. Ибо одни говорят, что тело — с неба, другие, — что оно призрачно, а иные пустословят еще иное.

Лк.2:35. и Тебе Самой: (Деве) оружие пройдет душу, -

Оружием называет, может быть, скорбь, бывшую при страдании, а может быть, и соблазн, который приразился к Ней, при виде Господа распятым. Ибо Она, быть может, помышляла, как был распят, умерщвлен и оплеван Тот, Кто родился бессеменно, творил чудеса, воскрешал мертвых.

да откроются помышления многих сердец.

Сие означает то, что  «откроются и обнаружатся помышления многих» соблазняющихся, и обличенные они найдут скорое уврачевание. Например, и Ты, Дева, откроешься и обнаружишься в своем мудровании о Христе, потом утвердишься в вере в Него. Подобно и Петр оказался отвергшимся; но явилась сила Бога, снова принявшего его чрез покаяние. И иначе: открылись «помышления многих сердец», когда обнаружился предатель и обнаружились любящие Его, каковы, например, были Иосиф, пришедший к Пилату, и жены, стоявшие у Креста.

Лк.2:36. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

Лк.2:37. вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

Лк.2:38. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

Евангелист останавливается на повествовании об Анне, перечисляет ее отца и колено, чтобы мы знали, что он говорит истину, так как он приглашает как бы многих свидетелей, знающих отца и колено. Она вместе с другими «славила Господа», то есть благодарила Его, и всем передавала о Господе, что Он есть Спаситель и утешение нас, ожидающих искупления.

Лк.2:39. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

По исполнении всего, они возвратились в Галилею, в город свой Назарет, Вифлеем был также их город, но как отчизна, а Назарет как место жительства.

Лк.2:40. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Иисус «возрастал» по телу. Хотя Он мог бы от самой утробы достигнуть в меру мужеского возраста, но тогда мог бы показаться призраком; поэтому Он растет мало-помалу. С возрастом проявлялась премудрость Бога Слова. Ибо Он был мудр не по успеху в учении; прочь такая мысль! Поскольку же Он прирожденную премудрость открывал мало-помалу, то говорится, что Он успевал и  «укреплялся духом» сообразно с возрастом телесным. Ибо если б Он явил всю мудрость в самом первом Своем возрасте, то показался бы чудовищным. А теперь, обнаруживая Самого Себя, сколь можно, в соответствии с возрастом, Он исполнял домостроительство, не приемля мудрости. Ибо, что было бы совершеннее совершенного из начала? Однако ж Он присущую мудрость обнаруживает мало-помалу.


Блаженный Феофилакт Болгарский

Изучение Писания, Толкование Писания, Толкование Евангелия, Толкование на Апостол, Сретение Господне, Сретение15.02.2019, 61 просмотр.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*
Адрес Собора Михаила Архангела:
г. Железногорск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 31,
тел. +7 (3919) 74-02-33
Посмотреть на карте
Адрес Красноярской епархии:
г. Красноярск, ул. Горького, 27,
тел.+7 (391) 211-82-69
Посмотреть на карте
Реабилитационный центр для наркозависимых:
+7 (391) 29-257-29 или +7 (391) 29-767-23
Посмотреть на карте

Собор Михаила Архангела

Красноярская епархия

Реабилитационный центр для наркозависимых