Вверх
Если бы ариане попробовали спросить нас, одно ли несотворенное или два, чтобы мы, сказав «одно» и отнеся это к Отцу, причислили бы [тем самым] Сына к сотворенным, то отвечать следовало бы так…
Не творить несправедливости повелевает еще Ветхий Закон. То же, что следует терпеть несправедливость и благодарить, заповедует Новый, а скорее Исполнитель Закона, ведущий человека к совершенству и усыновлению…
В последние тяжкие времена, когда, с умножением грехов наших, увеличились наши бедствия во исполнение слов святого апостола Павла: беды от разбойников, беды от сродников, беды от языков, беды во градах, беды в пустыни, беды в море, беды во лжебратии (2Кор.11:26), когда во исполнение слов Самого Господа…
Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы. Тропарь праздника: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш.
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Плач есть сопричастник нестяжательности и всем нам подходит и полезен. Ибо он не только производит добродетели, но и сохраняет их. И после отшествия [человека] отсюда становится причиной вечной радости и доставляет утешение, по слову Господнему…
Послание XV преподобного Максима Исповедника об общем и индивидуальном, т. е. о «существе» (ή ούαία) и «ипостаси» (ή vπόστασι) к Косьме, боговозлюбленнейшему александрийскому диакону.
Для изъяснения таинства настоящего празднества и уразумения истины необходимо нам обратиться к самому началу нынешнего чтения Евангелия: «И по днех шестих поят Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возведе их на гору высоку едины» (Мф.17:1). Спрашиваем прежде всего, откуда Евангелист Матфей начинает счет шести дней…
И ветхозаветное, и новозаветное Писание учит, что начало всего едино, Бог всяческих и Отец Господа нашего Иисуса Христа, нерожденный, негиблющий, вечный, бесконечный, неописуемый, беспредельный, несложный, бесплотный, невидимый, простой, благой, правдивый, мысленный свет…
Люди, обладающие рассуждением Божественных вещей, разделяют справедливость на три вида: человеческую, ангельскую и Божественную. Что такое – человеческая справедливость?..